Рекомендованные параметры съемки
Разумеется, само по себе использование фотографом макрорельсов StackShot не может автоматически гарантировать получение на 100% отличного результата - это может произойти только в том случае, если будут применены оптимальные для каждого конкретного случая параметры съемки.
Все это многообразие параметров можно свести к двум основным группам:
- параметры, характерные для съемки с большими масштабами
- параметры, характерные для съемки со стекингом
Параметры, характерные для съемки с большими масштабами
Чаще всего макрорельсы используют для съемок с масштабами 1:1 - 10:1. Одна из главных проблем, характерных для съемки с большими масштабами - это шевеленка, вызванная вибрациями при съемке. Поэтому система фотоаппарат - рельсы - штатив должна быть максимально жесткой. Выдержка должна быть максимально короткой (за счет использования низких значений диафрагмы и высоких значений ISO). Использование вспышки также позволит "заморозить" вибрации.
Еще одна проблема при съемке с большими масштабами - падение разрешения из-за дифракции. Чем крупнее масштаб съемки, тем большее значение эффективной диафрагмы и тем уже область допустимых значений диафрагмы.
К примеру, выставленная на объективе диафрагма 8 имеет свое эффективное значение:
- при масштабе съемки 1:1 - 16 ( еще приемлемое)
- при масштабе съемки 3:1 - 32 ( уже критичное)
- при масштабе съемки 5:1 - 48 (совершенно недопустимое)
Исходя из этого, обычно рекомендуют следующие предельные значения диафрагмы (выставленной на объективе):
- при масштабе съемки 1:1 - максимальное значение диафрагмы 16
- при масштабе съемки 2:1 - максимальное значение диафрагмы 11
- при масштабе съемки 3:1 - максимальное значение диафрагмы 8
- при масштабе съемки 4:1 - максимальное значение диафрагмы 5,6
- при масштабе съемки 5:1 - максимальное значение диафрагмы 4
Параметры, характерные для съемки со стекингом
Использование стекинга (брекетинга по фокусу) позволяет решить особо актуальную при макросъемке проблему ГРИП, причем решить ее кардинально. Речь идет не просто о банальном увеличении глубины резкости, а именно об управлении глубиной резкости. Т.е. если фотограф решил, что в силу каких-то его соображений (сюжетных, художественных, эстетичных и т.п.) на снимке от одного конкретного предела до другого конкретного предела все должно быть резким, а вне этой зоны - нерезким, то стекинг как раз позволяет сделать это. Так мы подходим к самым важным параметрам стекинга - ближний предел фокусировки, дальний предел фокусировки и шаг съемки серии кадров.
Что важно при выборе ближнего и дальнего пределов фокусировки - фотограф должен исходить из того, что, какую бы программу для сшивки кадров он не использовал, в любом случае итоговый снимок не будет содержать ничего резкого ближе выбранного им ближнего предела фокусировки и дальше дальнего предела фокусировки. Поэтому нужно выбирать ближнюю и дальнюю точки фокусировки особо тщательно, используя увеличенное в несколько раз изображение на LCD экране фотоаппарата.
Чаще всего ближнюю и дальнюю точки фокусировки приходится выбирать с некоторым запасом, исходя из следующих соображений:
- для многих пространственных объектов съемки (например, насекомых) совсем непросто сходу определить, где же именно находится самая близкая ( или самая дальняя) к объективу часть лапки или усика - для точного определения ближней и дальней точки может потребоваться слишком много времени, что может быть критичным для съемок в полевых условиях. Гораздо оперативнее определить эти точки с заведомым запасом
- использование такого запаса может позволить решить характерную для стекинга проблему неестественно резкого перехода между нерезкими и резкими зонами. За счет использования дополнительных кадров можно сделать (например, в графическом редакторе) более естественный плавный переход из нерезкого в резкое
Если ближняя и дальняя точки фокусировки определяют границы резкого пространства в кадре, то от выбора шага съемки зависит непрерывность резкости между этими границами - будет ли это зона непрерывной резкости, либо - чередование резких и нерезких полос.
Как же выбрать оптимальный шаг съемки?
Для наглядности можно рассмотреть схему распределения резкости по полю кадра при слишком большом шаге съемки.
В этом случае мы имеем такое недопустимое соотношение шага съемки и ГРИП каждого отдельного кадра (величина шага съемки больше величины ГРИП каждого кадра), которое не обеспечивает перекрытия зон резкости соседних кадров. Следовательно, в каких программах мы бы потом не сшивали кадры, на финальном изображении мы получим "зебру" из чередования резких и нерезких зон:

В случае равенства шага съемки и величины ГРИП отдельных кадров, мы получим пограничные условия - резкость на финальном изображении будет непрерывной, но на границах сшивки у нас появятся хорошо заметные артефакты.
А вот так будет выглядеть распределение резкости при оптимальном шаге съемки (величина шага съемки меньше величины ГРИП каждого кадра):

В этом случае происходит гарантированное перекрытие зон резкости соседних кадров на величину (20%), оптимальную для качественной сшивки в специальных программах. Дальнейшее уменьшение шага съемки не приводит к заметному изменению качества получаемого изображения, но при этом растет количество кадров в серии, что приводит к увеличению времени съемки и места для файлов на карточке/диске. есть среди азартных клубов один, котоырй выделяется особой известностью: Азино 777 казино - зал известен не только благодаря отличной репутации, но и благодаря отличной рекламе.
Это означает, что шаг съемки серии кадров не должен превышать 80% от ГРИП каждого кадра. Поскольку величина ГРИП каждого кадра зависит только от двух параметров съемки : масштаба съемки и величины диафрагмы, то, имея под рукой простенькую табличку величины ГРИП, можно в каждом конкретном случае достаточно оперативно определить оптимальный шаг съемки
Таблица ГРИП

Таким образом, устанавливаем необходимое значение диафрагмы, определяемся с масштабом съемки, по таблице находим величину ГРИП для данного конкретного случая и умножаем ее на 0,8 - это и будет максимальный шаг съемки.
Оптимальное значение шага съемки можно вычислить и по формуле:
SS = 2CN(M+1)/(M х M) ,
где :
- SS (step size) - шаг съемки
- C - кружок рассеяния,мм. Например: C равен 0,03 для Canon 5D2 и
0,019 для Canon 7D
- N - номинальное значение диафрагмы
- M - масштаб съемки
|