Макрофотография. Проблемы и техника макрофотоохоты
Александр Маляренко
Статья написана по материалам выступления перед фотографами, которые в большинстве своем не занимаются макрофотографией, но интересуются отдельными ее сторонами.
Это попытка дать ответы на задававшиеся мне ранее вопросы, поделиться ответами на мои вопросы,
найденными в литературе и Интернете, поделиться опытом набитых шишек, осветить проблемы макрофотографии,
обсудить дискутируемые вопросы. Рассмотрены некоторые технические аспекты фотографирования с помощью микроскопа, позволяющего делать макро- и микрофотографии.
Стремясь к систематизации вопросов макрофотографии и макрофотоохоты в частности, автор не претендует на всеобъемлющий их охват.
Во-первых, "никому не объять необъятного", во вторых, материал рассчитан по большей части на новичка, особенно заключительная часть.
И, наконец, недостающую информацию всегда можно, порывшись, найти на сайте Макроклуба, что и делал автор
при подготовке упомянутого выступления, а здесь выражает свое уважение и благодарность соклубникам за создание
коллективного кладезя знаний и атмосферы доброжелательного стремления делиться этими знаниями.
Содержание
1 Понятие макрофотографии
2 Объекты макрофотографии и виды макросъемки
3 Коротко об оптике для съемки с малых расстояний
4 Макрофотоохота за насекомыми. Проблемы и пути их решения или обхода
5 Коротко о фотографировании с помощью биологического микроскопа
6 Несколько советов начинающему макрофотографу
1 Понятие макрофотографии
1.1 Что считают макрофотографией?
Что такое макрофотография в общем смысле? Попробуем определить так: макрофотография как раздел или жанр фотографии – это получение крупноплановых изображений малоразмерных объектов.
Сразу возникает вопрос: а насколько крупно? Иногда встречается мнение: если насекомое занимает значительную часть кадра – это макро, на что
следует полушутливый контрвопрос: а если весь кадр занимает корова – это макро? А если кадр 18х24 мм и объект, тот же жук, занимает весь кадр, а на
пленке 60х60мм – только малую часть? Уже не макро?
Встретилось даже такое мнение: все, что снимаю не дальше вытянутой руки – то макро.
Или вот еще не такой уж и редкий вопрос: если снят «обычный» кадр, например, показанный на рис. 1,а, а из него выбран кадрированием отдельный объект, который
теперь занимает весь кадр, рис. 1,б, это уже станет макро? Так что же – «макро», а что – «не макро»?
Большинство фотографов сходится во мнении, что главный критерий – масштаб съемки. Тогда макрофотография – это фотография объектов в определенном масштабе. В каком?
Определимся прежде с понятием масштаба, тем более, что даже в статьях фотожурналов иногда наблюдается путаница (и в одной из статей Макроклуба встретилось).
Масштаб съемки – отношение линейного размера объекта на приемнике изображения (пленке, например) L’ к истинному размеру объекта L: М = L’/L, см. рис. 2.
Если размер изображения превышает оригинал в 2 раза, имеем масштаб 2:1. Если же меньше в 3,5 раза – масштаб 1:3,5. А при равенстве – 1:1.
Размер же объекта на фотоотпечатке может быть какой угодно, увеличение при печати указывают только при макросъемке в специальных целях (биология, техника, геология и др.).
Вернемся к вопросу о масштабе макрофотографии. Четкого и общепринятого определения или количественных значений масштаба макросъемки не существует или, точнее говоря, нет
согласованного, общепринятого критерия. Чаще всего встречаются такие значения (пределы) масштабов макрофотографии: от 1:10 до 10:1, от 1:5 до 5:1, от 1:1 до 10:1.
Считается, что при съемке крупнее 10:1 или 20:1 начинается уже микрофотография. А то, что не дотягивает до макро? Это съемка крупным планом.
А надо ли так уж щепетильно походить к этому вопросу «макро или не макро?», зачем так часто задается и здесь так долго обсуждается этот вопрос?
Да хотя бы, например, для того, чтобы понять, годится ли та или иная фотография на то, чтобы участвовать в конкурсе макрофотографии.
К сожалению, критерии «макровости» организаторы конкурсов макрофотографии не указывают, поэтому и посылается на конкурсы всё, что угодно, а иногда, глядя на работы, прошедшие уже отбор жюри, нередко
возникает все тот же вопрос: да макро ли это?
Из совокупного (но вовсе не единого) мнения макрофотографов для себя я сформировал такие границы:
макрофотография – от 1:5 до 5:1;
микрофотография – от 10:1 и крупнее;
фотография крупным планом – от 1:10 до 1:20 (или около того).
А вот промежуточные масштабы, от 5:1 до 10:1 и от 1:5 до 1:10 по аналогии с некоторыми аспектами радиотехники – серая зона или серая область (gray region).
Фотографию, снятую в масштабе серой области, можно отнести к левой или правой соседней области в зависимости от объекта или характера сюжета.
Субъективно, конечно, но надо же на чем-то зафиксироваться.
Надо сказать, что точное значение масштаба съемки в подавляющем большинстве случаев роли не играет. Исключением является,
пожалуй, специальная съемка, по результатам которой оцениваются размеры объекта. Или, например, если возникает желание оценить масштаб,
достигаемый самодельными средствами. В последнем случае достаточно ориентировочно оценить масштаб один раз.
Заметим, сославшись на мнение специалистов-оптиков, что точные расчеты оптической системы нереальны. При необходимости проще взять да сфотографировать линейку или, если
доступно, специальную микрошкалу с делениями 0,1 мм, как показано на рис. 3.
Перейдем к следующему «зловредному» вопросу: «Существует ли понятие масштаба съемки в цифровой фотографии?» Как ни странно,
отрицательное суждение встретилось в журнале DFOTO. Аргументировалось это тем, что в цифровой фотографии отсутствует материальный носитель
изображения (слышал такое же и от знакомых фотографов). Но тогда уж давайте вообще отрицать применимость термина «фотография» к тому, что
получается цифровой техникой. Не вдаваясь в философско-терминологические рассуждения, отмечу лишь, что размер сенсора (матрицы) известен (рис. 2),
количество дискретных элементов изображения (пикселей) на широкую или узкую сторону матрицы
известно, следовательно, размер полученного изображения в пикселях, а далее – размер в миллиметрах и масштаб вполне определимы. Вот
пример: снимок на рис. 3 сделан с помощью камеры Canon 400D, горизонтальный размер матрицы – 22,2 мм, в кадр вошло 2,55 мм, получаем масштаб
примерно 8,7:1. При необходимости можно подсчитать размер произвольно ориентированного в кадре объекта в пикселях, соотнести его с размером
матрицы в пикселях, получить размер изображения в миллиметрах и рассчитать масштаб.
Итак, масштаб в цифровой фотографии существует, следовательно, снимки, сделанные цифровой фотокамерой, всегда можно классифицировать по
принадлежности к категории макрофотографии.
1.2 Почему именно макрофотография?
Такой вопрос задавали теле– и пишущие журналисты многим участникам севастопольского макросалона 2009 года. Обобщенный ответ можно сформулировать так: макрофотография
дает возможность заглянуть в невидимый или плохо видимый невооруженным глазом мир, увидеть и зафиксировать этот мир, показать его красоту другим.
Этот мир не менее интересен, но, пожалуй, даже более разнообразен и удивителен, чем привычный окружающий нас мир, а желание заглянуть
в мир маленького так же свойственно многим людям, как и желание заглянуть в далекий космос или глубины океанов.
Поскольку сам я – фотолюбитель, не использующий макрофотографию в своей профессиональной деятельности, обсуждение научной макрофотографии оставим специалистам.
1.3 Почему макрофотографией увлекаются все больше?
Причин тому, пожалуй, несколько. Во-первых, все та же любознательность человека и любовь к природе, частью которой является макромир.
Во-вторых, доступной широкому кругу людей стала фототехника, позволяющая снимать макро. Препятствия или отсутствие технических
средств часто отбивают охоту. Пример – мои попытки в далекие студенческие годы снимать кузнечиков незеркальным «Зорким-6» с марокольцами,
руководствуясь таблицами дальности фокусировки из Справочника фотолюбителя.
В-третьих, вдохновляющим толчком часто становятся работы других авторов: ух как здорово, а почему бы и мне не попробовать? Нельзя не отметить и роль
Интернета как возможности легко и доступно наблюдать работы других фотографов и как средства самообучения.
И, наконец, в природе еще не все уничтожено человеком, есть что поснимать.
2 Объекты макрофотографии и виды макросъемки
2.1 Что обычно снимают
Объектами макросъемки являются:
- мелкие животные, в основном – насекомые и другие членистоногие
- растения и их фрагменты (цветы, плоды, лишайники, грибы и микрогрибы)
- объекты неживого макромира (камни, реликтовые раковины)
- так называемая предметка
- ювелирные изделия
- вода (капли, струи, лед, снежинки) даже выделяется на фотоконкурсах в отдельную номинацию
Примеры – на рисунках 4 – 15.
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Рис. 13 |
Рис. 14 |
Рис. 15 |
2.2 Жанры макрофотографии
Макрофотографии, как и фотографии вообще, тоже присущи жанры: от пейзажа до портрета, макрофотоохота. На рис. 16 приведены примеры портретов, на рис. 10 - даже в «полный рост».
Особый раздел – подводная макрофотография, доступная немногим избранным. Распространена жанровая макрофотография. В мире насекомых можно
наблюдать комедию («Слоненок и крокодил», рис. 17), драму («Третий – лишний», рис. 18), трагедию («Отелло» на рис. 19 - это Пестряк пчелиный
«трудится» над своей жертвой).
В галерее Макроклуба, к примеру, есть отдельный раздел «Жанр», раздел «Макросекс», куда сгружаются
изображения сцен размножения насекомых. Там же можно найти замечательные примеры макропейзажа.
Рис. 16 |
Рис. 17 |
Рис. 18 |
Рис. 19 |
2.3 Виды макросъемки
Интересный, нередко принципиальный, хотя и не любимый многими макрофотографами вопрос: существует ли понятие "честного" макро?
Что допустимо при съемке и обработке снимка? Насколько фотограф может вмешиваться в естество природы? Что важнее: художественность или достоверность, если
нельзя совместить? Указывать ли условность снимка, выложенного на обозрение? Искусственный фон в полевых условиях (см. п. 4.3.5.) – это какое макро?
Поскольку все эти вопросы интересовали меня самого, с облегчением встретил вывод, сделанный по результатам дискуссии в нашем Макроклубе: все
способы нужны, для каждой цели – свое. Для художественной фотографии возможно все, для специальных целей – только в естественных условиях.
Специалист сразу поймет, что редкого кузнечика, к примеру, Вы держите за хвост: ноги у него не так сложены. Или два цветка на вашем фото
не могут цвести одновременно. Или это насекомое в принципе не может сидеть на этом цветке: они живут в разное время года. Опять же организаторы конкурса «Золотая черепаха»,
например, требуют исключительно естественных снимков в дикой природе.
Из подходов к макросъемке вырисовываются такие ее виды:
- Репортажное макро: пришел-увидел-снял.
- Контролируемое макро (control macro) по мнению макрофотографа Павла Корзуновича –
управление процессом съемки, что может включать:
- изучение объекта предстоящей съемки,
- продумывание выгодных ракурсов, техники и условий съемки,
- поиск места обитания,
- выбор времени суток,
- подготовка съемочной площадки (очистка, ограждение от ветра, расстановка освещения),
- выкладывание приманок при необходимости,
- наблюдение за объектом,
- пробные съемки,
- коррекция принятых решений,
- съемка.
- Постановочное (в искусственных условиях) макро – та же студийная съемка, в том числе
неживых или охлажденных для неподвижности насекомых. Или съемка в естественных условиях, но с вторжением фотографа в эти условия:
подсадки, перенос в нужное место. Можно посмотреть в Интернете работы Сергея Куранова – оригинальные, эффектные, исключительно
постановочные (как он сам рассказывал) макрофотографии. Для иллюстрации того, что такое постановочное макро, с разрешения автора на
упомянутом выше выступлении я показывал его работу, приведенную на рис. 20. Здесь не нарисовано и не дорисовано, что обычно называют «Фотошоп». Это
постановочный, но живой кадр. Сергей при мне рассказывал в Севастополе технологию такой фотосъемки с живыми божьими коровками.
Мои предпочтения – насекомые в среде их обитания. Гармония энтомофауны и флоры. Съемка методом свободной охоты, когда идешь на любимые
полянки, не зная заранее – что тебе сегодня пошлет святая Вероника. Иногда такое покажет, чего раньше никогда не видел! Это можно отнести к репортажному
макро, однако элементы контролируемости присутствуют почти всегда.
Не такое это простое занятие - макрофотоохота. Вот, возможно, не полный перечень проблем или трудностей, с которыми приходится сталкиваться:
- Ограниченность ареала, сезона, времени суток
жизни и активности насекомых и растений
- Пугливые «модели»
- Шустрые модели
- Не всякая оптика годится
- Большой масштаб - малая ГРИП
- Бoльшее влияние смаза, шевеленки
- Сложности наводки на резкость
- Ветер - враг макрофотографа
- Солнце - не лучший друг макрофотографа
- Фотоохота - не охота, через траву не
выстрелишь
- Все доступное уже снято другими
- Жена не пускает в поле (не моя проблема и
далее не обсуждается)
О макрофотоохоте, ее технике,
приемах, проблемах и путях их разрешения и пойдет
речь далее.
3 Коротко об оптике для съемки с малых расстояний
Насадочные линзы на обычный объектив – простое средство уменьшения минимальной дальности фокусировки (МДФ). Не снижают светосилу,
но вносят искажения и снижают резкость, особенно не просветленные: оптическая схема объектива проектируется для коррекции всяких искажений без
учета каких-либо дополнений, которые будет накручивать фотограф.
Системы насадочных линз (второй перевернутый объектив) используются для получения масштаба больше 1:1. Объектив имеет хорошо просветленные линзы и вносит
меньшие искажения. Главное – правильный подбор пары объективов. Второй должен быть светосильным во избежание виньетирования. Первый должен иметь
бoльшее фокусное расстояние f1, иначе теряется смысл в использовании такой системы, т.к. при установке объективов на бесконечность получаемое
увеличение G=f1/f2. Если же, например, на объективе Canon 100/2,8 macro (f1=100 мм, на МДФ его f1 становится меньше) установить масштаб 1:1 и к
нему прикрутить Гелиос-44 (f2=58 мм), получим масштаб примерно 3:1. Для соединения двух объективов сейчас продаются переходники.
Самоделкины сооружают и сложные оптические системы. Пример – комплекс энтомолога А. Бенедиктова из МГУ, который к компакту изготовил
насадку, состоящую из Гелиоса, телеконвертера и окуляра микроскопа.
Надо помнить, что любое дополнительное стекло ухудшает начальные характеристики разрешения и контрастности. Главный недостаток – малая светосила системы, т.к.
передней становится линза малого размера. Для компактов с их небольшими линзами подходит хорошо.
Перевернутый объектив – простое решение для увеличения масштаба без ухудшения (и даже улучшения) качества, но очень трудно реализуемо
сохранение функций управления через электрические контакты между камерой и объективом.
Удлинительные кольца, меха не вносят искажений и не снижают разрешающую способность, но снижают светосилу. Малоэффективны для
длиннофокусных объективов, т.к. для получения масштаба 1:1 нужен набор колец длиной, равной ФР.
Для изменения масштаба необходимо каждый раз менять кольца. Мех громоздкий, но позволяет регулировать масштаб.
Телеконвертер используется сравнительно редко. Увеличивает фокусное расстояние объектива – при той же дистанции съемки получаем больший масштаб. Минусы
– ухудшение разрешения и уменьшение светосилы объектива. Предлагаем купить диплом дешево с доставкой.
Макрообъектив – лучший вариант, как недостаток отмечают только стоимость. Не путать с псевдомакрообъективами, имеющими малую МДФ.
Макрообъектив имеет повышенные четкость и контрастность, лучшее качество именно на малых дальностях, его передняя линза не выдвигается при
фокусировке. Может использоваться и с макрокольцами, и с насадками для еще большего увеличения масштаба. Некоторые модели пригодны
только для макросъемки (не фокусируются на бесконечность).
4 Макрофотоохота за насекомыми. Проблемы и пути их решения или обхода
4.1 Критерии качественного снимка
1.
Законы композиции никто и в макрофотографии не отменял.
2. Техничность. Должна быть обеспечена резкость основных элементов: голова, глаза (рис. 21), для показа всего объекта приходится ограничиваться допустимыми ракурсами.
Например, бабочек желательно снимать в плоскости или максимальной близости к плоскости крыльев (рис. 22, 23), если иное не выбрано замыслом.
3. Оригинальность. Попробуй снять что-то оригинальное, когда уже все снято другими! Остается «бороться и искать, найти и не сдаваться». Главное, мне кажется, – не скатываться
к оригинальничанию. На том же севастопольском макросалоне представитель Московского института культуры (кажется, так) как положительную сторону
представленных на конкурс работ отметил в своем выступлении отсутствие работ в стиле «Болт в томатном соусе». 4. Фон. «Хорошим» считается
размытый фон (если не требуется показать среду обитания), на котором хорошо выделяется объект съемки. Получение «хорошего» фона обсуждается в п. 4.3.5.
4.2 Работа с «моделями»
4.2.1 Пугливые модели
Как к ним можно подобраться или приманить:
–пораньше вставать (утром, пока не согрело солнце, они малоподвижны и даже неподвижны);
–пристально вглядываться (мелкую живность можно ненароком спугнуть или, не заметив, пройти мимо);
–одеваться в камуфляж (вместо крупных пятен облачаться во множество мелких, превращаясь в окружающую среду);
–двигаться медленно (насекомые лучше видят и больше пугаются движения), а подкравшись, иногда можно спокойно усесться и делать что угодно;
–подкрадываться пригибаясь или на корточках, не торчать на фоне неба;
–бояться собственной тени: заходить так, чтобы тень не двигалась на объект, обходить сидящее насекомое так, чтобы тень проходила
подальше от него и тем более не упала на него;
–закреплять все носимое на себе: при нагибании сумка обязательно свалится на модель;
–запасаться терпением и упорством;
–искать любимые места посадки и ждать – это касается в основном стрекоз;
–модель можно приманить, угостив вкусненьким, например, сиропом варенья, спелым и даже забродившим фруктом, устроить лужицу грязи в сухом месте.
Варенье я подаю с помощью медицинского шприца. Как-то довелось подсунуть варенье на цветок под нос бабочке-медведице и, когда она припала к варенью,
можно было как угодно крутить цветок, разглядывать и снимать медведицу просто в упор.
Особенно падкие – муравьи. Чтобы их приманить, можно сделать «инъекцию» в нужное место и ждать гостей.
Ждать можно долго, быстрее заманить запахом на травинку, иголку хвои и перенести к заранее приготовленной капле. Так я заманивал муравьев на кладонию для оживления снимка (рис.24).
Муравьи – едва ли не самые непоседливые создания и уговорить их попозировать можно только вареньем (это уже о «шустрых» моделях).
Следует отметить, что встречаются среди насекомых одного и того же вида и пугливые и доверчивые.
4.2.2 Изучение биологии, мест и сроков обитания
Без этого невозможен целенаправленный поиск. Ареал, сезон, время суток жизни и активности насекомых и растений ограничены. Пример – консультации макрофотографов
Андриана Колотилина и Павла Корзуновича у биологов перед съемкой жуков-оленей в Воронежской области (спецвыпуск “Zooфото” журнала DigitalPhoto).
Сергей Куранов при подготовке иллюстраций к детской книге ждал следующего года, когда появятся нужные насекомые.
4.3 Технические проблемы макросъемки
4.3.1. Четкость снимка
Макросъемка призвана дать возможность детально рассмотреть маленький объект. Посему четкость (резкость) снимков требуется высокая.
В макрофотографии обостряется проблема получения резкого снимка: ветер, шевеление насекомого, дрожание рук, колебание камеры на штативе в большей степени приводят к смазу и
шевеленке, поскольку малейшее абсолютное смещение объекта или камеры за время экспозиции приводит к значительному относительному движению изображения по кадру.
Выбор выдержки по классической формуле S>f (выдержка больше фокусного расстояния объектива) не работает, требования более жесткие. Пример –
снимок колокольчика с рук. Получилось как будто неплохо (рис. 25,а), однако при увеличении видны кривые линии вместо точек (рис. 25,б).
Как бороться с ветром: защитный экран, фиксация растений с помощью различных приспособлений, прищепок. Вот замечательный
пример такого приспособления - лошарик.
Или остается смириться и выжидать момента между порывами. При съемке насекомых часто приходится выбирать последнее. Экрана, фиксатора растения могут
напугаться или не дождаться окончания установки.
Растение можно подержать рукой и даже повернуть в нужный ракурс, но иногда мелкое дрожание стебелька в уставшей руке пугает насекомое больше, чем
сильные плавные колебания от ветра. Бывают, конечно, ну очень терпеливые объекты. К концу съемки их просто любишь и мысленно благодаришь за
терпение. Из таких можно вспомнить зеленонадкрылку (рис. 26).
|
Рис. 25 |
Рис. 26 |
4.3.2 Наводка на резкость
Автоматика почти всегда «промахивается». К тому же точка (точки) контроля фокуса как правило находится вне сюжетного центра, а смещение кадра все равно приводит к выходу из
фокуса. Большинство фотографов наводят резкость вручную, устанавливая по шкале объектива масштаб съемки, а точную наводку делая «головой», т.е.
аппарат с прильнувшим к видоискателю фотографом двигается на или от объекта до момента поимки фокуса, после чего производится спуск затвора. В
сложных случаях спуск делается с упреждением, что требует навыка и тренировки.
При возможности съемки со штативом используют макрорельсы.
Сам я чаще всего снимаю с автофокусом, поскольку заранее нужный масштаб съемки не известен и определяется композицией кадра, да и левая рука
как правило занята отражателем или вспышкой. Поэтому предварительную фокусировку делаю автоматом полунажатием спуска (условный кадр на рис. 27,а), далее уже компоновка кадра (рис. 27,б),
наводка «головой» – и спуск. Получается такая "полуавтоматическая" фокусировка.
4.3.3 Уменьшение глубины резко изображаемого пространства
Одна из главных проблем макросъемки – с увеличением масштаба ГРИП падает, а при больших значениях масштаба падает катастрофически.
Не такая уж и большая гусеница Поликсены, а хвост ее на рис. 28,а вышел из резкой области. Масштаб здесь всего-то примерно 1:4 (снимок кадрирован).
Приходится менять ракурс (рис. 28,б), как и на рис. 22, 23.
При макросъемке используется упрощенная формула расчета ГРИП:
D=2Fc(1+M)/M^2,
где F= f/d – относительное отверстие, c – допустимый диаметр кружка нерезкости (рассеяния), М – масштаб.
Пример: для D=16, с=0,05мм, М=2 получаем D=1,2 мм.
Из формулы следует, что для увеличения ГРИП при заданном масштабе можно только
закрывать диафрагму, но тогда увеличивается выдержка, часто до недопустимых значений для съемки без дополнительной подсветки или опоры в
виде штатива.
Да и диафрагмировать до больших значений F не рекомендуется: падает качество из-за дифракционных явлений на малом отверстии. Приходится уменьшать масштаб и потом кадрировать.
Раньше для определения ГРИП на объективы наносились шкалы диафрагм и расстояний для с = 0,03 мм.
При съемке одинакового сюжета цифрокомпакты имеют преимущество перед полноформатными камерами: ГРИП больше, т.к. масштаб меньше (Рис. 29). Фильмы ТВ канала Animal
Planet про макромир, снятые видеокамерами с малюсенькими матрицами, просто потрясают достигнутой глубиной резкости.
Искусственное увеличение ГРИП. Развитие программного обеспечения обработки изображений позволяет синтезировать изображение с
требуемой ГРИП. Получает распространение так называемый стекинг – съемка ряда кадров с последовательно изменяемой плоскостью фокусировки
со «сшиванием» резких фрагментов отдельных кадров в один кадр. Пример – съемка долгоносика в масштабе 4:1. Отдельные кадры, общее количество которых составило 18, показаны на рис. 30, а, б, в, результат обработки
– на рис. 30,г.
Рис. 30
Ручной процесс «сшивания» довольно трудоемкий, Фотошоп же и другие программы автоматизируют и эту работу.
4.3.4 Освещение при макросъемке
Естественное освещение – солнечное. Его достоинство – большая яркость, что не может дать никакой другой источник. В то же
время Солнце имеет угловой размер около 30 угловых минут и является практически точечным источником света. Если нет дымки, легкой облачности,
появляются жесткие тени, блики на хитине, растениях. Выход: снимать утром при рассеянном свете (рис. 31), использовать рассеиватели,
отражатели. Для иллюстрации их влияния на рис. 32,а показаны коробочки бересклета, освещенные солнцем. На рис. 32,б тени снизу подсвечены
отражателем в виде кухонной фольги, наклеенной на картонку матовой поверхностью наружу. На рис. 32,в – результат дополнительного рассеяния солнечного
света полупрозрачной тканью. Блики на листьях хорошо снимаются поляризованным фильтром.
Рис. 31 |
а) |
б) Рис. 32 |
в) |
Рис. 33 |
Искусственное освещение. При слабом естественном освещении и движущемся объекте съемки без искусственного освещения не обойтись. В
основном его создают вспышкой с рассеивателем на башмаке, на кабеле, системой вспышек с синхронизацией. Рассеиватель должен превышать по
размеру объект съемки для создания мягкого освещения. Современные макровспышки хотя и имеют двойной излучатель с регулируемой независимо
мощностью и даже изменяемым взаимным положением, требуют дополнительного рассеивания света, узко специализированы и по стоимости превышают две
обычные вспышки. Рассеиватели промышленного изготовления тоже не всегда доступны и не отвечают задачам фотографов. Поэтому лучшим решением
являются самодельные системы под свои задачи, предпочтения и вкусы. Пример такого решения макрофотографа Геннадия Федоровского показан на рис. 33.
Применение вспышки создает проблему черного фона: предметы удаленного фона не освещаются или освещаются значительно слабее, в
результате имеем проваленный фон (рис. 34). Это, конечно, не всегда плохо и иногда позволяет выделить главный объект (рис. 26). По возможности
можно использовать подсветку фона второй вспышкой (рис. 35). Сложное студийное оборудование, питаемое в поле от бензоэлектрического агрегата, и
простые светодиодные фонари оставим вне рассмотрения.
Комбинированное освещение – естественное с подсветкой теней вспышкой, пример результата подсветки косых утренних теней пилохвостов - на рис. 36.
Рис. 34 |
Рис. 35 |
Рис. 36 |
Рис. 37 |
4.3.5 Получение «хорошего» фона
Естественный фон. Для размытия фона используются длиннофокусные объективы (результаты - на рис. 22, 23, 31), выбор ракурса, при
котором в кадр не попадают ближние растения (рис. 23), «расчистка территории» см. п. 4.4. О последнем средстве несколько подробнее. Диафрагма
современной камеры в исходном положении открыта, при визировании фон кажется хорошо размытым, а после съемки в кадре вдруг оказываются мешающие
полосы от травинок, веточек, которые становятся видимыми при закрытой диафрагме. Желательно перед съемкой включать репитер диафрагмы и смотреть –
что будет на снимке. По возможности нужно поменять точку съемки. Если позволяют условия, мешающий предмет можно убрать, аккуратно срезав ножницами.
Изменение фона иллюстрирует рисунок 37. При этом надо быть осторожным, чтобы срезанная травинка, веточка не упала на растение, где сидит насекомое
и не спугнула его.
Примеры плохих фонов показаны на рис. 38 – 40. На рис. 40 главный объект – богомол – теряется на одноцветном с ним
фоне, виден только цветок. Это соответствует реальности, богомол благодаря мимикрии и поймал прилетевшую на цветок василька бабочку (снято
после того, как он бабочку доел), но зрителю-то богомол почти не виден!
Искусственный фон: однотонные бумага (рис. 41 – 43), материя, распечатанные разнотоновые фоны с плавными переходами, размещение материи с рисунком
в виде цветных крупных фрагментов вне фокуса.
Широко используется при съемке в студии, на природе – реже. На рис. 41 приведен пример неудачи. Красавец паук аргиопа поймал кобылку в
гуще травы. Чтобы его видеть, установлен фон из художественного ватмана, но установлен слишком близко – проглядывает структура ватмана, на нем
видны тени от травы. На рис. 42 использован темный
ватман для выделения растения в контровом освещении, на рис. 43 – светлый.
Рис. 41 |
Рис. 42 |
Рис. 43 |
Рис. 44 |
Рис. 45 |
4.4 Расчистка территории
В лесу, в поле нет стерильной чистоты, как на английском газоне. Возле объекта съемки и даже на нем почти всегда присутствуют
мешающие сухие палочки, хвоя, травинки и т.д. Фотоохота – не охота, через траву не выстрелишь. Нужно убирать мешающие и портящие кадр предметы
пинцетом, ножницами (использовано при съемках рис. 24, 35, 37, 41), если, конечно, позволяет объект съемки, как дровосек на
рис. 44, спокойно утром ждавший, пока я вырежу закрывавшие его листья сирени.
Работать нужно аккуратно. Больших трудов стоило "явить миру" новорожденных рис. 45, очищая их от сухих веток, частично закрытых прошлогодними листьями, рискуя при этом повредить и все испортить.
На рис. 41 ближний план подрасчищен от травы ножницами и сделан снимок. Дальнейшие попытки улучшения привели к тому, что было задето растение,
на котором крепилась паутина, – и паук спрятался. Конец съемке.
4.5 Экипировка макрофотографа и вспомогательные инструменты
Фототехника здесь не рассматривается, каждый использует свою систему.
Оптика, насадки и осветительная аппаратура уже обсуждались.
Уголковый видоискатель, увеличивающий изображение, облегчает ручную фокусировку и съемку «от земли».
Штатив. Не всякий штатив позволяет снимать «от земли», а в поле не всегда можно им воспользоваться. Опора тем не менее всегда
полезна. Возможно, не совсем удобный вариант, но иногда можно использовать штатив в качестве монопода. Мешочек с крупой (бигбен) на низких
уровнях от земли может помочь, но он весит как штатив.
Одежда, обувь должны быть легкими, прочными и не парадно-выходными, чтобы не задумываясь можно было встать на колени или лечь. Лучше камуфляжные, на что уже обращалось внимание.
Наколенники и налокотники защитят от ссадин при ползании или долгом стоянии на твердом, каменистом грунте (Ох, как их не хватало в Крыму, тогда и пришло понимание их необходимости). Можно использовать набор
роликобежцев, их налокотники хороши, но наколенники для строителей лучше. Они предназначены для долгого стояния на коленях и
имеют соответствующую форму.
Защиту от клещей и прочих кровососущих в виде химических средств рекомендуют, но они могут распугать объекты съемки.
«Водолазные» средства в виде чулок войскового химкомплекта – очень удобная вещь при хождении по мокрой траве или мелкой (по колено) воде. Они свободно продаются для рыбаков.
Защита от дождя себя и камеры. Хотя бы полиэтиленовый мешок накрыть технику нужно иметь всегда. Места и веса много не занимает. На нем
можно и полежать на сырой земле. Я предпочитаю военную камуфляжную плащ-накидку.
Защита от ветра. Стойки, экраны, держатели и другие подручные средства.
Фонарь для ночных съемок и запоздалого возвращения на базу, лучше светодиодный налобного крепления – руки не занимает.
Пинцет, ножницы, нож, скотч, веревочки.
Еда, вода, предохранение от перегрева: профи может себе позволить выделить несколько дней и выбирать время суток, любитель – два часа, вырвавшись на
природу, да еще в самую жару. Фотографы часто идут на лишения ради удачного кадра, но, если их можно избежать или смягчить не в ущерб фотографии и без
превращения во вьючное животное, надо о себе позаботиться.
Рюкзак. Чтобы все означенное носить на себе, без рюкзака не обойтись.
5 Коротко о фотографировании с помощью биологического микроскопа
5.1 Почему биологический микроскоп?
Оставим в стороне специальные образцы микроскопов, предназначенных для фоторегистрации с высоким качеством и большими увеличениями, имея в виду их стоимость.
Биологические микроскопы доступны по ценовому параметру, дают больший диапазон увеличений по сравнению с техническими, используемыми в
ювелирном деле, металлообработке и т.д. Биологические микроскопы со сменными объективами и окулярами обеспечивают увеличение от единиц до 2000 (что считается пределом),
технические – 10-20 раз. Для тех, кто использует микроскоп как повседневный инструмент в работе, стоит приобрести фотоадаптер для фото– и видеорегистрации, которые
подключаются к компьютеру, позволяют наблюдать на мониторе в реальном масштабе времени и тут же регистрировать. Стоит этот адаптер со сравнительно небольшой матрицей как
макрообъектив, поэтому для эпизодических съемок лучше состыковать микроскоп с зеркальной камерой.
У компакта свои плюсы и минусы, я им не пробовал и далее будем говорить о съемке зеркальной камерой.
5.2 Что такое увеличение микроскопа
Схема формирования изображений в микроскопе при визуальном наблюдении показана на рис. 46, где d – точка наблюдения, 250 мм –
расстояние наилучшего видения глаза без напряжения, под что и рассчитываются микроскопы.
Наблюдение объекта АВ под микроскопом эквивалентно тому, как если бы мы взяли увеличенное до размера A”B” изображение и рассматривали его с расстояния 250 мм.
Увеличение микроскопа Gмик = A”B”/AB = Gоб•Gок (значения увеличений Gоб и Gок указываются на объективах и окулярах соответственно).
Недостатком простого микроскопа является отсутствие возможности на больших увеличениях наблюдать и снимать объекты в отраженном свете,
только на просвет: слишком мало расстояние, объектив затеняет подсветку. В специальных микроскопах подсвет осуществляется через объектив, изнутри микроскопа.
5.3 Микросъемка цифровым зеркальным фотоаппаратом
5.3.1 Схемы съемки
Возможны следующие схемы съемки зеркальным цифровым фотоаппаратом (схемы с объективом фотокамеры, который по определению ухудшает качество, не рассматриваем):
Через объектив микроскопа (рис. 47). Увеличение (масштаб) М = A’B’/AB = R/fоб.
Лучшее качество (минимум искажений) объектив дает в фокальной плоскости окуляра (изображение A’B’ на рис. 46).
Внешний вид такой системы показан на рис. 48. Здесь обозначены переходники для соединения микроскопа с камерой: 1 – тубус микроскопа/М42;
2 – макрокольцо М42 для небольшого увеличения расстояния с целью установки матрицы в фокальную плоскость окуляра; 3 – М42/байонет.
Через объектив и окуляр микроскопа (рис. 49). М = A”B”/AB = Gоб•R/fок. Если R = 250 мм, М = Gоб•Gок.
Микроскопы комплектуются объективами-ахроматами. По возможности желательно заменить на план-ахромат хотя бы самый ходовой. Разность в качестве при визуальном наблюдении и съемке без окуляра заметна на глаз.
Рис. 46 |
Рис. 47 |
Рис. 48 |
Рис. 49 |
5.3.2 Наводка на резкость
По обеим схемам наводка на резкость осуществляется обычным путем, микрометрическим винтом, наблюдая в видоискатель камеры. При
близком расположении зеркала камеры к окуляру (схема рис. 49) происходит виньетирование визира (зеркала), навести на резкость можно фактически по
центру кадра. Поскольку для получения приемлемой ГРИП не обойтись без стекинга, я пришел к такому методу:
–без камеры, наблюдая в окуляр, навожусь на резкость в центре видимого круга;
–вращая винт точной настройки, по шкале или количеству поворотов отсчитываю требуемое отклонение настройки для обеспечения резкости
самого ближнего и самого дальнего элементов видимого (или примерно попадаемого в кадр) изображения;
–устанавливаю камеру на микроскоп и настраиваю резкость по центральной точке визира камеры;
–смещаю винтом настройку на дальнюю или ближнюю точку с запасом в 1-2 шага и снимаю, смещая наводку во всем диапазоне по шкале, не глядя в визир камеры.
Требуемое число кадров может быть от 5 до 20 и более. Снимать только дистанционным управлением – пультом или кабелем.
Малейшее давление рукой может сбить наводку, т.к. ГРИП составляет доли миллиметра. Для надежности использовать предварительный подъем зеркала.
5.3.3 Достигаемые (получаемые) масштабы съемки
Расчет масштаба по выражениям п. 5.3.1 может дать приблизительный результат, к тому же не всегда можно найти исходные данные для расчетов.
На объективах для микроскопов указывают увеличение, апертуру и требуемую толщину покровного стекла при наблюдении на просвет.
Фокусное расстояние примерно равно расстоянию до объекта съемки. На окулярах указывают их увеличение. Значения фокусных расстояний объектива fоб и окуляра fок
для отечественной оптики можно найти в справочниках. Для импортной же таких данных не найти.
Проще оценить масштаб съемкой мерной линейки. Примеры оценок показаны на рис. 50.
Рис. 50 |
Остается неясный вопрос. На фотографиях-призерах конкурса микрофотографии, проведенного фирмой Nikon, указывается увеличение, от 20 до 200. Сущность этого параметра не совсем ясна.
Увеличение как масштаб или увеличение снимка, поданного на конкурс? Или отображаемого на сайте?
5.3.4 Освещение при микросъемке
Изображение, создаваемое микроскопом для наблюдения, рассчитано на зрачок глаза. «Растягивание» изображения как минимум до размера
диагонали матрицы приводит к падению освещенности. Нужен источник света помощнее или длинные выдержки. При съемке на просвет вспышка светит на зеркало, остается только подобрать ее энергию.
Для съемки в отраженном свете предлагаются к продаже светодиодные осветители со световодами. Как самодельное решение зарекомендовало себя
использование конусной направляющей света вспышки из фольгированного ватмана. Рассеиватель света вспышки может быть сделан из любого
цилиндрического предмета. Умельцы рекомендуют, например, коробочку от фотопленки. С дополнительными наклеенными полосками из фольги получается
неплохо, но это только для освещения маленьких предметов, помещающихся внутри цилиндра.
5.3.5 Примеры фотографий
Уже рассмотрены примеры рис. 5, 30. На рис. 51 - 53 показаны фрагменты крыльев бабочек,
снятых без окуляра (рис. 51), с окуляром 15x и объективом 4х (рис. 52). На рис. 53 – фрагмент крыла рис. 52 но снятый с окуляром и объективом 10х.
Рис. 54 – крупицы соли.
Рис. 51 |
Рис. 52 |
Рис. 53 |
Рис. 54 |
6 Несколько советов начинающему макрофотографу
Это советы только тем, кто хочет всерьез заниматься макрофотографией. Смею советовать только потому, что сам через это все прошел (правильнее сказать - прохожу).
1. Учиться на работах других. Много лет назад академик Лихачев писал в «Огоньке», что он учился писать, читая других. А он был мудрым человеком.
2. Не отчаиваться, глядя на «шедевры» других, а стремиться к уровню таких работ.
3. Прежде, чем экспериментировать с техникой, надо изучить опыт предшественников.
Во-первых, результат, возможно, уже получен. Во-вторых, результат может быть отрицательным, зачем вслед за кем-то наступать на грабли?
4. Не торопиться выставляться на фотосайтах. Этот совет как правило вызывает вопросы, возражения и даже раздражение.
Совет бесполезен для тех, кто не думая снимает направо-налево и тут же выкладывает куда придется в расчете на «Вау!», «Очень!» «Круто!», «Cool» и
подобное. Для других попробую аргументировать. Здесь могут быть два не самых хороших исхода. Или решите, что Ваша работа и в самом
деле «Вау!», да так и останетесь на этом уровне, забыв о совете № 1, или, не зная, что Вы новичок, Вас раскритикуют так,
что отобьют всякую охоту к фотографии (последнее, к счастью, к сайту макроклуба мало относится). К этому следующий совет.
5. Критику воспринимать как повод для размышлений, а не для обид. Помнить:
«Коли хвалят тебя – никогда не гордись:
Далека к совершенству дорога.
Коль ругают тебя – никогда не сердись:
Недостатков у каждого много.»
Этот совет родился только сейчас, после того, как на одном фотосайте под работой, получившей множество восторгов, написал:
«И стоило ли так искажать цвет перламутровки?» и получил в ответ кучу обид и оплеух и от автора, и от ее почитателей.
6. Не опускать руки при неудачах. Добавить нечего.
7. Снимать много, но вдумчиво. Тренировка и в фотографии нужна.
8. Быть в постоянной готовности к лучшему снимку жизни. Сам на том спотыкался и от других слышал, как, не взяв с собой или не достав заранее
из сумки фотоаппарат, упускал уникальный кадр.
9. Стремиться к лучшей технике. Это если намерения по поводу макрофотографии серьезные и позволяют финансовые возможности, чтобы потом не жалеть о том,
что снятый кое-как сюжет больше никогда не повторился. Хотя и говорят, что снимает фотограф, а не техника, возможности реализации
способностей фотографа тоже определяются имеющимся у него инструментом.
Благодарю за внимание и терпение тех, кто дочитал до конца.
Обсуждение на форуме
|