Клуб любителей Макро / Статьи / Фотосъемка миксомицетов и универсальный постулат
Главная
Конкурсы
Выставки
Галерея
Макроистории
Статьи
Макрооптика
Макрошкола
Обзоры
Блоги
Клуб
  Меню
    Новое в Клубе
   Кнопки Клуба
Кнопки нашего клуба, для всех друзей нашего сайта!

    Новое в блогах(RSS)
    Новое в галерее(RSS)
    Новое на форуме(RSS)
    Новое на macroID(RSS)

Фотосъемка миксомицетов и универсальный постулат

В. Зверева

Ненаучный трактат
на тему
«ФОТОСЪЕМКА МИКСОМИЦЕТОВ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОСТУЛАТ»

ПРОЛОГ

Вот и лето на носу! Лес постепенно наполняется теплом и новой жизнью: то яркой и бурлящей, то тихой и малоприметной, но от этого не менее удивительной.

С открытием миксосезона вас, друзья! При хорошем раскладе продлится он аж до глубокой осени, только б не случилось засухи.

Говорят, что миксомицеты можно обнаружить даже на дачных участках. Если это ваш случай – то вы везунчик! Можете наблюдать, переносить находки в удобное место, заниматься съемкой не спеша, практически в идеальных студийных условиях…

Я же предпочитаю это делать в лесу, куда вас и приглашаю для обмена опытом.

Однако сначала, для раскачки, осмелюсь предложить лирическое отступление о своем первом опыте съемки миксомицетов. Опус (с небольшими купюрами) был опубликован в августовском номере ЮН 2012 г. Возможно, он будет чем-то полезен начинающим миксофилам, хотя, в общем-то, не содержит ни чудных открытий, ни творческих откровений, ни четких инструкций. Пусть это будет «Введением в специальность» - есть в учебных заведениях такой предмет, где конкретная информация разбавлена (вплоть до полного растворения) всяким вздором: впечатлениями, ощущениями, байками. Студенты обычно прогуливают этот курс злостно и с завидным постоянством. Например, я, в свое время, за целый семестр ухитрилась посетить только одну такую лекцию – первую, и при этом ни разу не почувствовала себя обделенной.

Стало быть, без обид: почитатели «сестры таланта» и просто те, кто не любит много букафф, могут спокойно пролистнуть это «бла-бла-бла» и сразу перейти к более конкретной Части №2.

Часть 1
(разминка)

«В лес за миксомицетами!»

- Ми-и-и!.. Ми-мэ-ма-мо-му-у-у… - наблюдая за моими сборами, традиционно затянул дядя Миша, словно распевающийся вокалист. - Или как их там: ми-ми-ми-и-и… Тьфу! Да что же это за название такое! Ну, ведь ты меня поняла? Опять в лес за своими цИтами собралась?

- Миксомицетами, – терпеливо и несколько снисходительно произнесла я, да так непринужденно, как будто это красивое слово появилось в моем лексиконе если не первым, то уж точно вторым после слова «мама». – Мик-со-ми-це-ты. Чего тут запоминать–то? - Я, конечно, бессовестно лукавила, поскольку сама узнала об этих удивительных созданиях случайно всего года два назад, а увидела «живьем» - вообще только этим летом.

- Корзинку-то хоть возьми – нормальных грибов в лесу полно! – крикнул дядя Миша мне вдогонку, но, не увидев должной реакции, развернулся, махнул в сердцах рукой и обиженно скрылся за калиткой. В глазах его читалась известная истина: чем бы дитя ни тешилось – лишь бы не плакало.

Справедливости ради, надо сказать, что грибов в этом сезоне действительно было полно. Грибники таскали их из леса корзинами, ведрами, целлофановыми пакетами, а самые неуемные, не имеющие душевных сил справиться с охотничьим азартом - и узлами из собственных ветровок и штормовок. Но к этому времени я уже основательно «заболела» миксомицетами, а потому во время всего этого грибного безумия отправлялась в лес лишь с небольшим фоторюкзаком.

А началось все с того, что на глаза мне попалась небольшая заметка о разных лесных диковинах. Несколько фотографий в ней меня просто поразили­ - абсолютно фантастического вида формы жизни, напоминающие, скорее, миниатюрных пришельцев с других планет, оказались вполне земными обитателями - миксомицетами, правда настолько необычными, что биологи до сих пор спорят, к какому из царств живой природы их отнести: то ли это грибы, то ли животные.

Вот краткий пересказ того, что мне удалось узнать об этих удивительных созданиях из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, Википедии и некоторых других публикаций:

Миксомицеты (они же слизевики или грибы-животные) – организмы, стоящие на рубеже между растительным и животным миром. В молодом возрасте они больше похожи на низших животных, а в зрелом - на грибы. В стадии роста и питания они представляют собой голые слизистые массы (плазмодии), которые живут преиму- щественно внутри гниющего дерева, среди старых опавших листьев, во мху и т. п. Здесь они медленно ползают, обволакивая на пути веточки, листики, поглощают из окружающей среды питательные вещества, захватывают бактерии, микроскопических животных, споры грибов и быстро увеличиваются в размерах. Движение по направлению к источникам пищи и её активный захват — черты, придающие миксомицетам сходство с простейшими животными.
Затем плазмодий выползает на свет, на нем образуются выросты, которые довольно быстро (от нескольких часов до нескольких дней) превращаются в спорангии - маленькие плодовые тела разнообразной формы и окраски, которые содержат огромное количество спор. Размеры большинства из них не превышают нескольких миллиметров, но именно на этой стадии развития они становятся заметны внимательному глазу. Потом оболочка спорангий  разрывается и разрушается, а споры рассеиваются по воздуху. В сухом виде споры могут сохраняться без изменений в течение десятков лет, но, попав во влажный субстрат, быстро прорастают.

Сказать, что увиденное и прочитанное меня заинтересовало – значит, ничего не сказать. Я поняла, что «пропала» - и не будет мне покоя, пока я не увижу это чудо своими глазами. Теперь передо мной стояла задача, практически как в сказке, «найти то, не знаю что», поскольку об этом «что» имелось лишь смутное представление, составленное по кратким описаниям и картинкам.

Отныне во время вылазок в лес мое внимание привлекали не только традиционные дары природы – грибы и ягоды. Тщательному досмотру подвергались трухлявые пни, поваленные деревья, остатки прошлогодней листвы… И - о, чудо! Стоило только один раз обнаружить то, что еще недавно казалось безнадежно скрытым от взора, как глаз сам начал непроизвольно выхватывать среди привычных объектов некую малоприметную, но весьма необычную субстанцию. Молодые миксомицеты, только-только выползшие из укрытия наружу, оказались похожи на белесый полупрозрачный кисель или на красную, белую и даже черную икру. Более сложные формы взрослых плодовых тел ассоциировались вообще с самыми неожиданными предметами и объектами.

Первой моей находкой были «бенгальские огни» - колонии сравнительно крупных, до 1,5 см в высоту, уже отспороносивших миксомицетов стемонитисов на тонких проволокообразных ножках с коричневыми утолщениями в верхней части. Они росли большими крепко спаянными семейками на перегородившем лесную тропинку бревне.

Рядом, на соседнем поваленном дереве, красовалась чудесная компания - белые и слегка розоватые, полупрозрачные, влажно поблескивающие «леденцы на палочках». Это были молодые стемонитисы в своей, пожалуй, наиболее эффектной стадии развития. Узнав в них объект моих поисков я кинулась к бревну и, расчищая место для съемки, обнаружила белые слизистые икринки, как бы выползающие из-под остатков коры – новые, совсем еще юные плодовые тела того же стемонитиса!

Известно, что миксомицеты, выбравшись на свет, растут очень быстро и, если повезет, в течение дня можно пронаблюдать и запечатлеть весь процесс превращения икринок в зрелые формы. Но мне, к своему стыду, ни разу не хватило терпения просидеть целый день на одном месте - любопытство гнало меня дальше, к новым находкам.

Почти каждая вылазка в лес преподносила новые сюрпризы. В первой половине лета чаще всего попадались белые, почти прозрачные заросли цератиомиксы кустарничковой, напоминающей миниатюрных обитателей подводного мира: актинии, коралловые полипы или причудливые пещерные натеки – сталактиты и сталагмиты. Только украшали они не подземные полости, а пустоты в древесине.

Ближе к осени находки стали еще более разнообразными и красочными.

Вот и сегодня лес не обманул моих ожиданий. Погода благоприятствовала: теплынь, после недавних дождей все в лесу насыщено влагой… Именно такая обстановка – рай для миксомицетов.

Вот плантации белых, розовых, оранжевых или ярко-красных «лампочек» трихии

обманчивой, вот арцирия, похожая на молочные эскимошки, «мозги на ножках»,

оранжевые «хризантемы», «мармеладки», «чупа-чупсы»…

А вот и главная удача сегодняшнего дня - микророщица шоколадных «дубов–колдунов» - метатрихия цветковидная и сотовидная – мне они еще не попадались.

И среди всего этого великолепия кипела жизнь.

Слабость к миксомицетам, как выяснилось, питала не только я, но и множество микроскопических лесных обитателей – коллембол, мельчайших жучков, паучков и слизней, для которых объекты моего внимания оказались любимым лакомством. Я расположилась поудобнее около моей «рощицы» и приготовилась к съемкам. Но тут где-то совсем рядом послышался хруст веток…

Все мы знаем, что процесс маркоохоты чаще всего вызывает у невольных свидетелей недоумение или даже испуг. Ну, вот что бы вы подумали, неожиданно наткнувшись в лесу на человека, задумчиво беседующего с трухлявым пнем? Представили? То-то...

Для любителя миксомицетов - главная помеха и головная боль – это грибники. Как показал опыт, на их поведение абсолютно не влияет ни удаленность местности от населенных пунктов, ни густота леса, ни время суток, ни показатели урожайности. Появляются они обычно в самый неподходящий момент, в разгар фотосессии, когда, наконец, найден наиболее выигрышный ракурс и свет. Выходят с разных сторон строго на вас, как будто точка вашего местоположения является всеобщей целью и занесена во все спутниковые навигаторы.

Наткнувшись на ваше распростертое в причудливой позе тело, они испуганно восклицают «ой» и либо быстро-быстро удаляются, опасливо оглядываясь, либо, наоборот, останавливаются и начинают задавать бесконечные вопросы.

Сегодня, заметив приближение очередной партии грибников, я, чтобы избежать помех, быстро прикрыла фотооборудование пакетом и стала изображать из себя усталую собирательницу грибов, присевшую передохнуть. Расчет был на то, что большинство не любит бродить по лесу, когда в поле зрения присутствуют конкуренты. Однако мой маневр вызвал прямо противоположную реакцию. Думая, что раз человек так долго сидит на одном месте – значит там, как минимум, грибная плантация, мои «коллеги» стали методично прочесывать местность в непосредственной близости от меня. Усилием воли мне все же удалось заставить себя не обращать на них внимания и приступить к съемкам.

За любимым делом время пролетело незаметно. Осенью в лесу сумерки наступают рано - пора домой. Выхожу на дорожку с той же скромной поклажей, с которой и вошла. Там, в глубине фотоаппарата, на карте памяти – новые захватывающие картины из жизни маленьких пришельцев.

А может на обратном пути заскочить ненадолго вон в тот лесок у болотца? Пожалуй, до темноты еще успею набрать хоть полпакета подберезовиков – порадую дядю Ми-ми-ми…

ЮН №8 2012 г

Часть 2
(теория - практика)

2.1. Теоретические основы.

К сожалению, вынуждена констатировать, что за три прошедших сезона озарения и творческого прорыва так и не случилось; выработать какую-то методику для получения гарантированно хорошего результата, не удалось. Однако накопленный опыт позволил сформулировать для нашего нелегкого дела.

Универсальный постулат,

который звучит так:

НУЖНО КАК СЛЕДУЕТ УПЕРЕТЬСЯ!

Упереться – здесь ключевое слово, причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Запоминаем и отправляемся на фотоохоту. Что-то окажется непонятно – спрашивайте, заметите ошибку – поправляйте, возникнет идея – предлагайте.

2.2. Краткое описание предмета.

Объект фотохоты: миксомицеты.
Время действия: июнь – октябрь (иногда даже ноябрь).
Место действия: лес, желательно смешанный (в других просто не пробовала).
Благоприятные условия обитания: затененные места, повышенная влажность. Очень хорошо, если пару дней назад прошел дождь.
Места обитания: влажная древесина, мхи, прелая листва.

Характерные черты объектов:

- весьма малые размеры

В среднем, высота одной особи составляет в среднем 2-4 мм. Размеры же отдельных семеек, а тем более, целых колоний – измеряются сантиметрами и даже десятками сантиметров.

- короткий жизненный цикл

Как показывает опыт, слизевики растут почему-то в основном ночью. Я много раз находила в первой половине дня икру стемонитиса (рис. 2.2.1), возвращалась к ней вечером, заставая ее в том же состоянии и уходила не солоно хлебавши. На следующий день на месте свеженькой икорки на примеченном бревнышке уже колосились рощи темно-коричневых бенгальских огней - это стемонитис за ночь успел не только вырасти, но и отспороносить (рис. 2.2.2). Зато эти заросли могут сохраняться довольно долго и бывают тоже интересны с точки зрения съемки. Тем более что они продолжают притягивать внимание местных ценителей миксов: муравьев, клопов, жучков, комаров, мух и любимых нами коллембол,

Стемонитис - стадия икры
Фото 2.2.1 Стемонитис. Стадия икры.
Отспороносивший стемонитис
Фото 2.2.2. Отспороносивший стемонитис.

- неустойчивость к внешним воздействиям

Молодые слизевики – очень нежные и трепетные создания. Чуть заденешь или тряхнешь – и вот уже чудесные фигурки превратились в бесформенный кисель. А значит, идея транспортировки субстрата с моделями в комфортную домашнюю обстановку уже не кажется столь гениальной и привлекательной. По крайней мере, мне ни разу не удалось это сделать без потерь: то растекутся от тряски, то скукожатся, засохнут… Т.е. для нормального развития слизевикам нужен покой и особый, ненарушенный, водный баланс.

В итоге, после пары неудачных попыток с перемещениями я завязала, так и не осуществив мечту снять полноценный таймлапс о жизненном пути стемонитиса. А вот Сергею Таланову это удалось (вся надежда - на его мастеркласс).

2.3. Задачи и их практическое решение.

Итак, мы пришли в лес, где перед нами встает сразу несколько задач.

Задача №1. НАЙТИ

Иногда, при благоприятных условиях, миксомицеты встречаются целыми колониями, и тогда обнаружить их не представляет особого труда, поскольку цветом они резко выделяются среди окружающей обстановки. Как, например, на этом фото:

Большая колония миксомицетов  на мертвом дереве
Фото 2.3.1. Большая колония миксомицетов на мертвом дереве.

Но столь отрадная картина, скорее, исключение из правил. Посмотрим на нее, поцокаем языком, зарядимся оптимизмом,.. а вот в эйфорию впадать не будем. Нам сейчас понадобится совсем другое: недюжинное терпение и, конечно же, наш непоколебимый Универсальный постулат.

Настоятельно рекомендую отправляться на охоту без какой-либо попутной цели, наподобие собирательства грибов или ягод, иначе ваше внимание будет рассеиваться и шансы обнаружить вожделенный объект резко упадут (я, когда собираю грибы, перестаю видеть миксы и наоборот). Нам нужно сосредоточиться на поисках всякой мелочи.

Не спеша, бродим от одного поваленного дерева к другому. Обследуем влажные коряги, пни, бревна… Ползаем вокруг них, внимательно приглядываемся (кто дальнозорок - лучше в очках для близи, кто по жизни близорук, но уже склонен к дальнозоркости - наоборот, без сожаления снимаем очки!). Ищем нечто похожее на это:

Коматриха рогозовидная
Фото 2.3.2. Коматриха рогозовидная.

Или на это:

Физарум
Фото 2.3.3. Физарум.
Цератиомикса кустарничковая
Фото 2.3.4. Цератиомикса кустарничковая.

Можно проходить и проползать долго. Можно вообще ничего не найти.

Но если ваше упорство оказалось вознаграждено, и удача вам все-таки улыбнулась, то переходим к решению Задачи №2.

Задача №2. ДОСТОЙНО СНЯТЬ

Условия, в которых вы обнаружите заветные модели, всегда разные, но непременно сложные: это и слабая освещенность, и неудобные для съемки места обитания, и крошечные размеры отдельных объектов – все перечисленное будет вызывать досаду и малодушное желание забить на все и заняться более привычными делами. Не поддавайтесь! Помните об Универсальном постулате - с ним не пропадешь!

Решились? Тогда вперед!

Характер наших моделей предполагает работу на больших увеличениях, что сразу влечет за собой следующую кучу проблем:

- мизерную ГРИП;

- сложности фокусировки;

- повышенную чувствительность к «шевеленке»;

- и прочая и прочая….

Креативные опыты с различными нестандартными объективами, используемыми для художественного макро, в нашем случае вряд ли дадут возможность получить удобоваримый результат. А потому основной инструмент – классический макрообъектив. Но и этого, как показывает опыт, бывает недостаточно. Приходится усугублять процесс макрокольцами или макроконвертером.

Наиболее удобным вариантом представляется связка:

- Макрообъектив 100мм;

- Макроконвертер Raynox-250 (рис.2.3.5)

Макроконвертер Raynox-250
Рис. 2.3.5. Макроконвертер Raynox-250.

Итак, объекты перед вами, техника готова. Если на микс прибежал зверь - счастье. Не прибежал – тоже не беда. Сюжетов много.

Переводим фотоаппарат в мануальный режим и выставляем диафрагму, обеспечивающую максимальную глубиной резкости при минимальных потерях качества за счет дифракции, т. е. – F/8-11. Любителей размытого ЗП спешу заверить, что перебор с ГРИПом в наших условиях неактуален, зато его недостаточность – это действительно проблема!

Цеплять Raynox или не цеплять – вопрос почти философский. Все зависит от сюжета, размеров снимаемой сцены, детализации, которой вы хотите достичь, ваших вкусов и предпочтений. Лучше пробовать оба варианта.

Теперь решаем проблему со светом. Здесь тоже дилемма: либо мы снимаем со вспышкой, либо без оной, пользуясь тем, что Бог послал. А поскольку из посланного до низов лесной чащи добирается весьма скромный процент солнечных лучей, снимать придется на выдержках, не совместимых с дрожанием рук, тряской и даже дыханием.

Таким образом, опять возвращаемся к нашему Универсальному постулату, гласящему, что нужно как следует упереться.

Выбор способа упора также индивидуален.

Если у вас есть штатив, и вы не ленитесь таскаться с ним по лесу, если объект съемки расположен так, что вы можете пристроить рядом на нужной высоте своего треногого друга – то вам и карты в руки!

Устанавливаем режим предподъема зеркала, тросик, нужную выдержку… Не дышим, не колышим… Щелк! Смотрим, оцениваем, корректируем... Все по новой… Фокус чуть ближе, фокус чуть дальше, не жалеем кадров на случай дилетантского стекинга… Подсветить фонариком – Щелк! Поколдовать с отражателем – Щелк! И так далее в разных вариантах. А вот уже и солнышко выглянуло. Значит, наоборот, надо рассеивать…

Процесс долгий. Но ведь мы помним про наш Универсальный постулат, а значит все идет как надо.

Штатив должен быть такой, чтобы можно было снимать практически с уровня земли. Для ленивцев и ленивиц вроде меня в качестве альтернативы громоздкой конструкции могу предложить Jobi GorillaPod Focus (рис. 2.3.6).

Положительные стороны этого чуда: места занимает мало, весит тоже мало, обязан выдерживать нагрузку до 5 кг, ноги на гибких шарнирных соединениях можно раскорячить в каком угодно положении… Но есть существенный минус – все-таки не устойчив, зараза!

Любое прикосновение и дуновение чревато нарушением фокусировки и даже потерей объекта из поля зрения. Таким образом, совет «не дышать» в данном случае актуален как никогда.

Штатив Jobi GorillaPod Focus
Рис.2.3.6. Штатив Jobi GorillaPod Focus

Часто случается, что и штативчик нам не помощник – уж больно в неудобном месте выросли наши модельки. Тогда или «надеемся только на крепость рук», или снова упираемся: ушком рейнокса в бревно, объективом в коленку, используем в качестве амортизатора заветный мешочек с крупой…

И пытаемся работать со вспышкой.

Вспышка должна быть желательно внешняя, с возможностью работы в беспроводном режиме. Рассеиватель обязателен. Чтобы получить красивое освещение - экспериментируем, пытаемся найти наиболее выгодное положение вспышки: вспышка сверху, вспышка сбоку, вспышка сзади; с разного расстояния, под разными углами, возможно – на отражатель и т.д.

В рабочем порядке оцениваем результат. Если какой-то вариант показался удачным – закрепите успех. Продублируйте кадры, ведь при беглом просмотре на дисплее фотоаппарата не всегда можно заметить огрехи, которые потом будут резать глаз на большом мониторе.

Батареи сели? Глаз окривел? Заклинило спину? Тогда, пожалуй, на сегодня достаточно.

Идем домой с замиранием сердца: что же мы там наснимали? Сколько шедевров создано сегодня трудами праведными? Сколько восхищенных «ахов» обрушится на нашу терзаемую муками творчества голову?

И тут… (внимание!) на первый план выходит задача №3.

Задача №3. НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ!!!

Пришли домой, сели за компьютер, разбираем отснятое... У вас шок? Хочется выражаться ненормативной лексикой? Спокойствие, только спокойствие! Вы должны быть готовы к тому, что на большую часть кадров без слез не взглянешь: фокус - мимо, движуха, шевеленка, блики и просто полная фигня...

Сформулируйте, что конкретно вам не нравится, чтобы в следующий раз попробовать исправить ошибки.

В отдельную папочку бережно складываем все самое приличное – с этим дальше работаем. Остальное – в корзину.

И не расстраиваемся, если папка с избранным окажется катастрофически худосочной.

И больше позитиву - все придет, все получится!

Ведь наш волшебный постулат еще никогда никого не подводил –
на то он и УНИВЕРСАЛЬНЫЙ!

2014г.
2005-2009 © Клуб любителей макро-
съёмки и макрофотографии
Работает на системе управления
сайтом CMS Cubesystem
На главную / Карта сайта / Поиск по сайту
/ Полезные ссылки / О МакроКлубе
http://www.photomax.ru/book.html печать фотокниги.