Клуб любителей Макро / Статьи / Предметная макросъемка
Главная
Конкурсы
Выставки
Галерея
Макроистории
Статьи
Макрооптика
Макрошкола
Обзоры
Блоги
Клуб
  Меню
    Новое в Клубе
   Кнопки Клуба
Кнопки нашего клуба, для всех друзей нашего сайта!

    Новое в блогах(RSS)
    Новое в галерее(RSS)
    Новое на форуме(RSS)
    Новое на macroID(RSS)

Предметная макросъемка

Автор  Наталья Шляпникова

Гранат и прозрачное яблокоМакросъемка — любимый и популярный жанр фотоискусства. У фотолюбителей он пользуется популярностью при съемке цветов, насекомых и прочей милой микроскопической живности, у профессионалов — в предметной рекламной фотографии. В этом номере секретами макросъемки делится Влад Антонов — профессиональный рекламный фотограф, признанный гений предметной фотографии, которая последнее время стала очень востребована глянцевыми журналами. Причина повышения спроса на креативную съемку очевидна: на рынке появилось много различных товаров, нуждающихся в отстройке от конкурентов средствами изысканной, индивидуальной рекламы. Для чего как раз и требуется мастерство фотографа с безупречным художественным вкусом, умением оценить скрытый потенциал снимаемых вещей. Рассматривая работы Антонова, понимаешь: чтобы снимать макро, нужно быть философом…

Подставка для кассет— Влад, не у всякого человека хватит терпения подолгу возиться с мелкими вещичками в поисках единственно верного ракурса и композиционного решения. Почему вы выбрали именно предметную фотосъемку?
 — В рекламную и предметную съемку ввел меня мой брат — Борис Антонов, многие коммерческие работы мы выполняем с ним совместно. Рынок диктует рост интереса к рекламной фотографии. За 10 лет работы на ниве «предметки» список моих заказчиков пополнили ювелирная фирма Mauboussin, журналы Harper's Bazaar, «Офисиэль», «Эль Декор», Gala, «Домовой», «Птюч», Playboy, компании ОРТ, IKEA, Reebok, Procter&Gamble, Pepsi, пивовары — «Клинское», Henkel, «Эфес Пильзнер», «Стелла Артуа», «Бавария», «Старопрамен», ПИТ, Arla, Aventis, Lapin Kulta, РУЗКОМ, АО «Бабаевское» и др.
В предметной фотографии все решают характер и усидчивость. Причем процесс создания последней тоже иногда требует присутствия стилистов и визажистов (как и в модельной съемке). Фотограф-предметник всегда должен иметь в голове заранее разработанный творческий план, идею. Тогда в процессе работы останется только ее воплотить. А техника макросъемки позволяет показать на снимке мельчайшие, вплоть до неразличимых невооруженным глазом, детали предмета. Разумеется, нужно тонко чувствовать предмет, знать, как он поведет себя в различных средах (снег, вода, пламя).

— Какое оборудование вы используете для макросъемки?
Зашнурованное яйцо— Я снимаю профессиональной камерой Mamiya RB Pro SD, в комплекте с которой иногда использую удлиняющие кольца (если нужно снять предмет максимально крупно). Макросъемка всегда происходит с использованием штатива, поскольку глубина резкости имеет важнейшее значение в предметной съемке с увеличением. Еще в моем распоряжении есть Mamiya 645 Pro TL и карданная камера. У камеры Mamiya есть специальная шкала для макросъемки. Когда выдвигается мех, пользователь видит таблицу с указанием параметров: на сколько ступеней нужно открываться, в зависимости от расстояния до снимаемого объекта. Например, если на объектив надевается кольцо, диафрагма должна быть открыта на 1,5 и более ступеней. Особенности каждой камеры я записывал и со временем запоминал.

Кактус со швейными иголками— Грамотно выставленное освещение — залог успеха в предметной съемке?
 — Освещение объекта напрямую зависит от свойств и фактуры предмета. Часто при съемке используются фонари с различными насадками, рассеиватели и отражатели. Основной свет, как правило, используется один. Использование того или иного оборудования обычно зависит от качеств снимаемого предмета. При съемке маленькой драгоценности иногда, как ни странно, приходится завешивать большой софт-бокс, а для других камней требуется точечный источник освещения. Задача фотографа — чтобы все детали изделия выглядели красиво, эффектно, гармонично и представляли собой единое целое с окружающим контекстом, чтобы композиция не распадалась. Повторюсь: крайне важно иметь хорошее представление о фактуре предмета и его свойствах — как он отражает свет, имеет матовую поверхность или бликует. Свет можно дать сверху, сбоку или снизу — скользящий. Материал и идея диктуют, как «положить» свет.

— Как подбирается фон для того или иного предмета?
— Фоны — это особая песня. Я уже долгое время коллекционирую всякие, на первый взгляд, совершенно бесполезные предметы, внешний вид которых кажется мне интересным:
потрескавшийся на солнце кусок битумного покрытия для крыши, фрагменты необычной ткани, пестрого картона, металлической трубы, фанерку с разводами краски, кожаный лоскут. Можно использовать покрытый мхом рубероид, заплесневевшую от дождя доску, красивый спил дерева. Все это может пригодиться при макросъемке.
За счет фона и освещения можно придать предмету цветовой оттенок, подчеркнуть или приглушить его собственную фактуру, а главное — озадачить зрителя («Это правда, что фотограф приклеил кактус на спину живого слона?»).

Как это было…
Кактус в горшкеПримечание: Все работы созданы без использования компьютерной графики.
Ящерицы в яйце.
Один из немногих случаев, когда пришлось иметь дело с живыми объектами фотосъемки. Ящерицы норовили, разумеется, убежать со стола. Поэтому пришлось приклеить шустрых тварей к столу при помощи вязкой жидкости, каждую — за одну лапку. Зверушки, сразу скажу, не пострадали и после съемки были благополучно отпущены на свободу.
Гранат и прозрачное яблоко. Этот снимок был сделан впрямую на слайд — один в один. То есть на один кадр дважды был отснят сюжет. Вся сложность заключалась в том, чтобы положить огрызок ровно на то же место, где до этого лежало яблоко — миллиметр в миллиметр, без малейшего шевеления. Местоположение яблока я заранее пометил булавками. Тогда еще не был так развит Photoshop, так что этот эксперимент представлялся мне крайне интересным. За счет наложения изображений я добился эффекта прозрачности — огрызок просвечивает сквозь яблоко и как бы находится внутри.
Перышко плавает в тазике. Подставка для кассет. В макросъемке многое зависит от ракурса. Стоило установить подставку в необычное положение и добавить листья домашнего растения, как первоначальное предназначение предмета сразу нивелировалось. Листья похожи на щупальца, протянутые неведомым животным сквозь ограждение.
Как правило, зритель не сразу догадывается о том, какие вещи я использовал в качестве объекта съемки и начинает гадать — что же такое изображено на фотографии?
Кактус в горшке. Цветок находится в обычном горшке, который я раскрасил масляной краской — потребовалось цветовое пятно для контраста и оживления натюрморта. При макросъемке задником композиции может служить все, что угодно, поскольку изображение дальнего плана всегда размыто. В данном случае — это пластинка группы «Битлз». Кактус освещен ровно сбоку, поэтому хорошо прорисованы иголки и рельеф.
Два перышка с переплетенными тенямиКактус со швейными иголками. Кактус на самом деле — маленький, а иголки — всего-навсего обыкновенные швейные иглы, купленные у коробейника в подмосковной электричке. Стальные иглы противопоставлены иглам живым — извечная борьба индустриального и натурального начала.
Баранка, заклеенная пластырем. Одна из последних работ с неожиданным сюжетом. Знаете, как бывает за чаепитием: разломишь баранку, чисто механически, а есть ее уже не хочется… Что с ней делать? В интересной картинке обязательно должно присутствовать несколько сюжетных пиков. Здесь это требование соблюдено: есть большая баранка, заклеенная и — несколько мелких, цепляющихся за нее, подобно звеньям цепи. Так возникает знаковость картинки. Композиция вызывает многослойные ассоциации. Может, это смешно — говорить о сюжетах в отношении Черные перья в тушинеживых предметов, но я так не думаю. Во многих моих слайдах что-то было, есть или будет происходить. Везде присутствует явная или скрытая динамика, которая и выстраивает сюжет.
Какого размера баранки — тоже не очень понятно. При макросъемке теряется ощущение реального масштаба, а сложная фактура объекта часто усугубляет это ощущение.
Перышко плавает в тазике. На самом деле — в сиденье пластиковой табуретки, в лужице воды, оставшейся после дождя.
Два перышка с переплетенными тенями. Кажется, что это какие-то танцующие на столе перья-самописцы. На самом деле, перышки лежат между стеклами. Стекол несколько — четыре штуки. И между ними зажаты последовательно два пера и куски бумаги, которые как раз на просвет и дают эффект тени. В каждой креативной картинке, как в кинофильме или в романе, должен присутствовать пик неожиданности. В художественном произведении этот пик вызывают перипетии сюжета, а в фотографии — многоплановость, наслоение смыслов.
Гвозди в мишеняхЧерные перья в туши. Тоже технически сложное исполнение — черное на черном. Перо было намочено в туши и положено на поверхность данной жидкости. Потом оно утонуло, и повторить по новой этот эксперимент уже не представлялось возможным — блики уже так не ложились. В общем, на первый взгляд кажущиеся простыми кадры имеют на поверку сложную структуру и ветвистую историю создания, о которой можно рассказывать часами, поскольку нет предела фантазии художника и творческим экспериментам.
В «перьевой» серии было еще белое перо — на искусственном снегу.
Когда снимаешь белое на белом, все зависит от баланса. Чуть-чуть переконтрастил, перетемнил и все — изображение «проваливается». В макросъемке все балансирует «на грани».
Наиболее сложные по технике исполнения работы:
Баранка, заклеенная пластыремГвозди в мишенях. За кажущейся простотой — долгий труд по воплощению задуманного. Креативный снимок, призванный вызывать ассоциации со стрелами Робина Гуда, потребовал забивания нескольких гвоздей в одну точку, для чего пришлось распилить их на четыре части. Гвозди были 15 сантиметровой длины, стальные. Пилить их было довольно нелегким делом...
Для того чтобы каждая шляпка светилась, был задействован отражатель.
Зашнурованное яйцо. Сидел и монотонно ковырял хрупкие яйца в течение нескольких дней. Сначала — иголкой, потом высверливал дырочки вручную сверлом. Самое неприятное — когда пять отверстий уже сделал, а на шестом — яйцо ломается. Потом вынул из старых ботинок металлические кольца — держатели для шнурков, вставил их в скорлупу, продел шнурок. Все. На самом деле, я больше всего не люблю описывать фотографии и вопрос: «Что вы хотели этим сказать?». Предпочитаю, чтобы зритель давал собственную трактовку моим сюжетам. Каждая фотография — это маленькая история, вызывающая у человека некоторое настроение. Причем у разных людей — разное.

Советы
«Ящерицы в яйце»1) Приобрести хороший фотоаппарат с макрообъективом, дающим качественное изображение хотя бы 1:2. Можно купить удлинительное кольцо для макросъемки, или, что несколько хуже по оптике, но на любительском уровне вполне приемлемо, — увеличительные линзы, которые надеваются на объектив.
2) Трепетно ухаживать за аппаратурой. Перед съемкой специальной грушей обдуть объектив, чтобы ни одна пылинка не попала на стекла. Для макросъемки это крайне важно! Если вы имеете привычку вытирать пальцем линзу, оставляя на стекле жирные следы, глупо ожидать от оптики скрупулезной проработки мельчайших деталей.
3) Не бойтесь воплощать свои самые безумные фантазии! Замысел, который кажется вначале слегка идиотским, впоследствии может оказаться революционным в плане своей новизны и энергетики.
4) Рекомендую делать дубли по плотности. И в макросъемке, и в постановочной фотографии это особенно важно.

Опубликовано с любезного разрешения
журнала Фотодело

Обсудить статью на форуме

2005-2009 © Клуб любителей макро-
съёмки и макрофотографии
Работает на системе управления
сайтом CMS Cubesystem
На главную / Карта сайта / Поиск по сайту
/ Полезные ссылки / О МакроКлубе