Клуб любителей Макро / Статьи / Получение осветителя с необычными оптическими свойствами
Главная
Галерея
Клуб
Макроистории
Статьи
Макрошкола
МакроФототехника
  Меню
    Новое в Клубе
   Кнопки Клуба
Кнопки нашего клуба, для всех друзей нашего сайта!

    Новое в блогах(RSS)
    Новое в галерее(RSS)
    Новое на форуме(RSS)
    Новое на macroID(RSS)

Получение осветителя с необычными оптическими свойствами

Получение осветителя с необычными оптическими  свойствами


Рис.1. Экспериментальная модель с двумя вспышками.

На первом рисунке показана сборка из 2-х вспышек, но то, что представляет интерес для данной статьи уместилось во втором рисунке...

Вступление:
Свет в макрофотографии играет не меньшую роль, чем при студийной съемке – как модель осветите, так она и выйдет, неважно, что это только букашка...

Есть несколько серьезных причин применения дополнительного освещения при съемке насекомых:

  • Естественного света при апертурах  11-16 * (которые обычно применяются для  бОльшей глубины фокуса) может хватить лишь на очень длинные выдержки, которые могут расстянуться на секунды;
  • Далеко не всегда можно приноровиться под солнечный свет – ну не светит солнце в ту щель, в которой засело насекомое, что делать...;
  • Естественный свет далеко не всегда оптимален -  тени, блики, черезмерный контраст, свет только сверху...

* Следует сказать, что это еще меньше, чем те же величины при немакросъемке – на объективе выставляются числа, которые называют F/# (отношение фокусного расстояния объектива к его зрачку. Однако реально на количество прошедшего света  (и на глубину фокуса) влияет отношение заднего отрезка к зрачку, называемое эффективным F/#, эта величина зависит от увеличения и при увеличении 1:1 составляет лишь половину от обычного F/#.

Многие проблемы можно решить осветителями, из которых вспышки являются наиболее простыми+универсальными+мощными+энергосберегающими+переносимыми+не греют. Из недостатков вспышек (относительно) отмечу невозможность подстроить вспышку по лучам, оценить качество света до съемки.

Очень неплохое описание «мягких» вспышек дал монстр макрофотографии Vl@d в статье «Макрофотосъемка: приспособления для зеркальной камеры», находящейся на этом сайте.

В прошедшем сезоне использовал кольцевую вспышку Sunpak DX 12R, которая дает неплохие результаты, но, при посадке на носик объектива,  убивает тени и уплошает картинку, убивая ощущение объема... После первых съемок с ней понял, что лучше подсвечивать под небольшим углом, сняв с объектива. Но подсветка с одной стороны меня тоже не очень удовлетворила, стал поглядывать в сторону вспышки Canon  Macro Twin Lite MT-24EX – представляющий из себя две небольшие вспышки направленного света от одного электронного блока с возможностью выставлять баланс мощности между ними.

Отсюда плюсы и минусы этого света:

  •  Четкие тени, а при использовании 2-х модулей с разных сторон – двоение теней (выглядит очень неестественно);
  •  Регуляция места вспышки на кольце и баланс между ними – подбор наилучших углов освешения

Первое, что я с ней сделал, поставил на некотором расстоянии от одного из источников рассеиватель – появилась возможность балансиравать между жестким точечным и мягким рассеяным источниками, что меня очень удовлетворило, но ненадолго.

Освещение со стороны объектива всегда чревато бликами, можно разносить все дальше вспышки (такая возможность у MT-24EX есть – вспышечные модули снимаются с кольца и можно посадить их в другом месте). Начал было делать приспособления, но тут...

Появилась новая идея – можно просто отрезать отраженный свет!

Поставить поляризатор на  объектив – не очень то и поможет – поляризуется (сильно) свет только при очень больших углах падения/отражения, но если поставить поляризаторы на  вспышки и отрезать прямые отражения  поляризатором на линзе? А почему бы и нет?

Так возникло то, что можно видеть на рис.2.


Рис.2 Базовая экспериментальная модель.

Поляризаторы на вспышке – обычные, линейные,  а на объективе – круговой (представляет из себя склейку – сначала обычный, линейный, поляризатор, затем четверть-волновая пластинка, которая делает из линейных поляризаций круговые, что важно для работы системы автофокуса). Обязательно уделите немного времени своему отдыху, и в этом вам сильно поможет наш сайт, где есть возможность найти любые ролики на самые разные темы. Чтобы понять суть этих слов, новое порно https://секс.tv - это именно то, что вам нужно! Такие сюжеты не только поднимут вам настроение, но и заставят пережить массу положительных эмоций, от которых станет весело на душе и захочется это повторить. Можно применять и линейный поляризатор на объективе, автофокусом уважающие себя макрушники не пользуются . Проблема найти линейный поляризатор надлежащего качества (для объектива), все давно выпускают круговые, а вот для вспышек можно использовать и пластиковые, примитивные...

Что мы получаем в данной схеме? Отражения от границ 2-х сред (изотропных, т.е. если это не металл и не кристалл) убивается напрочь, а вот свет, который вошел в материал, изменил свои поляризационные свойства (органические материалы обладают этим свойством) и вышел – становиться видимым!

Это позволяет снять предметы органического происхождения без каких-либо бликов! Динамический диапазон снимка расширяется в несколько раз!

Всю систему можно вращать, подбирая наилучшие углы освещения, это не изменяет свойств «темного» поля, надо лишь заботиться, чтоб не менялись углю между поляризаторами.

Но, есть и минусы – исчезли блики – картинка стала плоской, исчезло ощущение объема.

Есть несколько путей борьбы с этим явлением.

  • Поворот на 5-10 градусов плоскости поляризатора на объективе – блики, ослабленные относительно безполяризаторной схемы, появяться – баланс можно подобрать (рис.3)...
  • Вывести один из осветителей из «темной» схемы – поворотом его – эффект похож на поворот поляризатора на объективе, но блики появятся только от одной вспышки, что естественней.... Кроме того можно играть балансом мощностей двух источников  для  получения лучших характеристик. (рис. 4)
  • Поставить еще одну вспышку, что и показано на рис.1.


Рис.3 Вывод поляризатора на объективе  из состояния «темного» поля для получения некоторого процента отблесков
 

Рис.4  Вывод одного из осветителей из «темного» поля – блески будут только от него.

Тестовые снимки:

Тест №1
 
Снято без применения всей этой поляризационной чепухи...
Блики и  малый динамический диапазон снимка из-за них.

Тест №2
 
Снято в 100% «темном» поле...
Снимок потерял объем вместе с  контрастом и бликами...

Тест №3

Вспышка осталась  в 100% «темном» поле, но добавилась еще одна, как на рис.1 – без поляризаторов...

Выводы:
Их делать вам!
Мое мнение: можно использовать как базисный свет в сочетании с бликующими источниками света. Дает большой простор для подбора свойств света.

Автор: Илья Луцкер, Израиль (ник: Limar)
Дата написания: 11 февраля 2005г.

Обсудить статью в клубе
 

2005-2009 © Клуб любителей макро-
съёмки и макрофотографии
Работает на системе управления
сайтом CMS Cubesystem
На главную / Карта сайта / Поиск по сайту
/ Полезные ссылки / О МакроКлубе
Lador шампуни - официальный сайт