Некоторые размышления на заданную тему.Готовился к одному фотомероприятию, боюсь, оно уже не состоится по ряду причин. Облек найденное в словесную форму и привожу ниже, не претендуя на полный охват вопроса.
1. Дофотографическая эпоха в истории макрографииИстория фотографии естественным образом выходит из двух слившихся в единую реку притоков: живопись и фототехника. Но, если портрет или, скажем, пейзаж существовали издревле как направления или жанры изобразительного искусства, а фотография всего лишь дала в руки портретиста или пейзажиста новый инструмент, то макрофотография вышла из потребностей и практики науки и оттенок художественности приобрела совсем недавно.
Если контурно очертить макрофотографию изображением мелких предметов, изображением таким, чтобы зритель мог разглядеть детали этих предметов, то истоки макро(микро)фотографии следует искать в те времена, когда человечество придумало лупу как средство увеличения и изобрело микроскоп. Взглянув на мир малого через эти предметы, исследователи были впечатлены разнообразием формы мелких существ и Карл Линней не зря заявил с восторгом: "Природа удивительна в малом!".
Результаты наблюдений пытливого ученого ума как в любом направлении исследований требовали регистрации, чтобы поведать научной общественности об открытом. Вот и великий Роберт Гук (Robert Hooke) по результатам своих наблюдений в 1665-м году издал книгу (рис. 1), название которой (не зная английского) я перевел как "Микрография или некоторые физиологические описания мельчайших предметов, сделанные по результатам наблюдений и исследований с помощью увеличительных стекол".
Вложение:
Рис. 1.jpg
В ней он описал не только объекты исследований, но и технику. Микроскоп еще до Гука изобрели, но он его усовершенствовал и придумал систему освещения масляной лампадой, свет которой через наполненную водой колбу направлялся на линзу, освещавшую предметный столик. Его система, показанная на рис. 2, приведена в книге.
Вложение:
Рис. 2.jpg
Иллюстрации, понятное дело, сделаны рисунками (рис. 2 в книге - штриховой рисунок, рис. 3 - лишь два примера). Обратим внимание на термин "Микрография", существующий до сих пор и трансформировавшийся в микрофотографию.
Вложение:
Рис. 3.jpg
Ученых-исследователей в прежние времена было немало, но нельзя не упомянуть Марию Сибиллу Мериан, творчество которой известно нам хотя бы потому, что сам Левенгук (тот самый, который показал миру, откуда дети берутся), будучи знакомым с Петром Первым, рассказал ему и показал акварели Сибиллы. Царь-батюшка Петр Алексеевич был настолько впечатлен, что купил немалое количество акварелей, привез их в С.Петербург и при дворе стала популярной тема насекомых. Высший свет обсуждал их, коллекционировал, заказывал художникам картины, где непременно должны были быть эти создания.
Что же до самой Марии Сибиллы, то, будучи талантливой во многих отношениях с детства, она освоила технику гравера и художника, немало послужившую ей и прославившую ее. Еще в детстве она обнаружила, что гусеница, куколка и бабочка – суть одно и то же существо, только меняющее форму существования в ходе удивительных метаморфоз. Став ученым-энтомологом, она исследовала и описала множество насекомых, выполнила множество их рисунков. О своей работе она сказала так: "Мне захотелось представить божественное чудо, чтобы прославить Бога как творца этих мельчайших червячков". Ее заслуги были оценены потомками хотя бы тем, что на купюре в 500 бундесмарок был в свое время изображен ее портрет вместе с одним из любимых ею существ (рис. 4).
Вложение:
Рис. 4.jpg
Из-под руки Мериан вышло множество акварелей, изображающих растения, насекомых, пауков, ракообразных, мелких пресмыкающихся, раковины и кристаллы минералов. Их легко найти в Интернете, но здесь я хочу показать одну акварель, изобразившую жуков Суринама (рис. 5).
Вложение:
Рис. 5.jpg
Такое изображение – мечта макрофотографа. Жуки объемны, легкие светлые пятна подчеркивают гладкость надкрыльев, но нет бликов, неизбежных при фотосъемке без надлежащих ухищрений в освещении жуков, что составляет искусство работы макрофотографа.
2. Зарождение макрофотографииЕще в 19-м веке ученый люд пришел к тому, что фотография как способ получения изображений может послужить фиксации малоразмерных объектов исследований. Придумывались всяческие технические ухищрения, чтобы спроектировать изображение на фотопластинку. Джорж Миллер Стернберг, в частности, книгу написал о том, как делать микрофотографии ("Photo-micrographs and how to make them"), в которой показал установку из гелиостата для направления солнечного света на объект съемки, оптических приборов и аппарата с фотопластинкой (рис. 6).
Вложение:
Рис. 6.jpg
Делали установки и более совершенные, чем приведенная на рис. 6, и много солидных мужей с бородами занимались микрофотографией, но вот кто должен быть обязательно упомянут, так это Вильям Генри Уолмсли (William Henry Walmsley). Это именно он предложил термин "макрофотография", чтобы как-то отличать от истинных микрофотографий. И критерий предложил: все, что изображено в масштабе мельче 10:1 – и есть макрофотография. Почему "макро" – история умалчивает. Логично было бы назвать, к примеру, минифотографией, но теперь термин "макрофотография" установился и мы его используем, вызывая недоуменные вопросы у непосвященной публики. И даже приборы для наблюдений называют микроскопами и макроскопами.
Попытки использовать фотографию не только в научных целях, но и придать макрофотографии художественный оттенок были предприняты, пожалуй, только в первой четверти ХХ века. Из найденного в ходе неглубоких поисков отмечу бельгийца Поля Сано (Paul Sano), авторству которого принадлежит уже цветная фотография, изображенная на рис. 7.
Вложение:
Рис. 7.jpg
Ее название "Цветок страсти и бабочка" как раз и говорит о том, что автор имел целью получение художественной фотографии. Не будем судить его за техническое и композиционное качество снимка.
3. Развитие макрофотографииОсновными объектами макрофотографии являются предметы живой и неживой природы, хотя сегодня она применяется и в рекламе, стоматологии, нумизматике, биологии, геологии, металлообработке и др. и пр. Гоняться за такими шустрыми объектами, как насекомые, с громоздкой техникой как-то сложновато, поэтому всплеск интереса к макрофотографии произошел с появлением малогабаритных пленочных камер. Книг про макрофотографию и с макрофотографиями в качестве иллюстраций, фотоальбомов существует множество, есть где посмотреть развитие макрофотографии в ХХ веке. Ну, а уж цифровая техника сделала этот жанр фотографии массовым. А трансформацию тенденций и вкусов можно проследить на сайте МК.