Вступление
Хотелось бы сразу отметить, что все содержание статьи являются отражением исключительно личного опыта автора и информации, почерпнутой им из Интернета и не претендует на наиболее полное и единственно верное описание данного метода и предназначено в первую очередь для начинающих макрофотографов.
Преимущество данного метода увеличения ГРИП является то, что результат достигается программными общедоступными средствами(Adobe Photoshop CS3) и не требует применения дополнительного дорогостоящего оборудования. Все, что нужно – это минимальный набор технических средств для макрофотографии и владение Adobe Photoshop на базовом уровне.
Следует отметить, что большинство мировых фотографов, работающих в различных направлениях макрофотографии в той или иной степени используют наложение изображений для достижения необходимой ГРИП, достигая при этом впечатляющих результатов как при ручной сшивке в Adobe Photoshop (
http://www.mplonsky.com/photo/article2.htm ),так и использованием специальных программ CombineZM и Helicon Focus(
http://www.krebsmicro.com/webgal8/gal8_38.html ).
Подробное описание метода изложено в статье Кристины Эванс(
http://www.naturescapes.net/122006/ce1206.htm ).Сущность вкратце можно свести к следующим шагам:
1.Снимается серия кадров таким образом, что в каждом кадре наводка на резкость осуществляется на заранее выбранный фрагмент объекта.
2.Специально отобранный базовый файл, содержащий основную часть изображения открывают в Adobe Photoshop и все дальнейшее построение изображения выполняют на его основе.
3.Открывают следующий файл, инструментом «лассо» выделяют фрагмент изображения с высокой резкостью и из этого выделения создают новый слой.
4.Новый слой копируют на исходный файл и добиваются полного совмещения резкого изображения скопированного слоя с нижележащим нерезким фоновым (поворотом,смещением и трансформацией).
5.Мягким ластиком обрабатывают края слоя, делая незаметными переходы между слоем и фоном, затем- сливают слои.
6.Шаги 3-5 повторяют с каждым файлом.
Доступнее говоря, речь идет о накладывании на нерезкие места основного изображения дополнительных «заплат» с резким изображением.
Этот метод давно известен, но не получил широкого распространения в основной массе фотографов из-за чрезмерной трудоемкости для полного совмещения изображений и эта трудоемкость прямо пропорциональна количеству сшиваемых кадров.
Сейчас же ситуация кардинально изменилась - в новой 10-й версии Adobe Photoshop (Adobe Photoshop CS3) программа берет на себя самую трудоемкую часть метода -одновременно совмещает(с трансформацией ) большое количество кадров, оставляя фотографу только творческую часть метода.
_____________________________________________________________________________
Подробная поэтапная методика работы
1.Съемка
1.1.Количество кадров.
Для каждого объекта съемки – свое(для более плоского –меньше, для более объемного -больше).Если проше- вы сами выбираете, чтобы вы хотели иметь гарантированно резкими(к примеру: у бабочки -голова,крылья,усики-всего 3 кадра).Для большинства случаев достаточно 2-3кадра.Что надо иметь гарантированно резкими-это, в первую очередь, глаза, брюшко и(или) крылья. Далее - каждый выбирает сам. Если в кадре двое насекомых(например, охота или спаривание),то обязательно нужно добиться резкости на глазах у обоих насекомых.
1.2.Все кадры должны быть сняты с одной и той же экспозицией с минимальными интервалами между срабатыванием затвора.
1.3.Наводка на резкость.
Возможны два способа:1)перемещением фотоаппарата с объективом;2)вращением кольца наводки на резкость (или автофокусом).Я сторонник первого способа -позволяет сохранить масштаб съемки. Практически это выглядит так: я осуществляю кадрирование объекта съемки с наводкой на резкость по главной сюжетно важной части (голове или глазам) .Затем перемещаюсь вперед и назад и ,когда выбранная мною часть объекта становится резкой в видоискателе, произвожу спуск затвора. Гораздо качественнее и аккуратнее все это получается, если фотоаппарат установлен на штатив с макрорельсами. Но если под рукой нет ни штатива , ни рельсов -не отчаивайтесь - Adobe Photoshop и в этом случае совместит изображения.
2.Подготовка к сшивке.
После конвертации тщательно просмотрите все кадры. Лучше всего это сделать в хорошем просмотрщике при увеличении 100%.Обычно я пишу себе черновичек : слева-номера кадров, справа - подробное описание, что именно на данном кадре попало в резкость. Исходя из этого отбираю нужные файлы, так чтобы перекрыть резкостью все необходимые мне части кадра. Отобранные кадры при необходимости предварительно обрабатываю в Adobe Photoshop так, чтобы все они были одинаковой яркости, контрастности, насыщенности и баланса белого.
3.Совмещение и выравнивание кадров.
В Adobe Photoshop СS3 идем по пути: File-Scripts-Load Files into Stack(Загрузка файлов в набор).Далее- выскакивает окошко. Нажимаем Browse-и выбираем отобранные файлы. Обязательно ставим галочку напротив Attempt to Automatically Align Source Images,жмем OK и ждем окончания работы программы. При этом Adobe Photoshop создает новый файл, в котором совмещает и выравнивает все изображения и создает из них слои, при этом каждому слою присвоено название исходного файла – все удобства для работы! Adobe Photoshop выполнил самую трудоемкую часть работы и оставил вам самую творческую -теперь вы сами начинаете увеличивать ГРИП до необходимых вам границ.
Дальнейшая работа представляет собой операции со слоями, поэтому должна быть активирована палитра Layers.
4.Упорядочивание слоев.
В палитре Layers слой с базовым изображением помещаем в самый низ (для этого достаточно перетащить его курсором) и делаем фоновым: Layer-New-Background From Layer.Все слои, которые выше, упорядачиваем. Слои должны идти в порядке удаления или приближения к базовому изображению(используем черновичек).
5.Создание масок слоев.
Переходим на первый слой, расположенный выше фонового и нажимаем расположенную внизу палитры иконку с квадратиком и кружочком(Add layer mask).Заливаем маску черным цветом: выбираем основным черный цвет и жмем Edit-Fill-OK.Переходим на следующие слои и повторяем операции.
6.Проявление резких деталей на слоях – теперь самое интересное.
Снова переходим на первый слой выше фонового. Щелкаем курсором по маске слоя (именно по черной маске, а не по картинке слоя).Делаем основным цветом белый, выбираем инструмент «кисть» и начинаем рисовать ею по той части изображения, которая должна быть резкой на данном слое(согласно черновичку).Два важных момента- это нужно делать при хорошем увеличении, и кисть обязательно должна быть мягкой(увеличение мягкости кисти –одновременное нажатие клавиш Shift и {,увеличение жесткости- Shift и }, изменение размеров кисти – простое нажатие клавиш { и }).
Реально это выглядит так: я рисую кистью и визуально контролирую увеличение резкости и, как только резкость начинает падать (т.е. я уже за границе резкого фрагмента)-переключаю цвет на черный и зарисовываю лишнее. Когда я прорисую все резкие места данного слоя, я перехожу на следующий. В конце внимательно просматриваю окончательное изображение(при большом увеличении) на наличие в нем остаточных нерезких зон. В самом конце сливаю все слои-Layer-Flatten Image.
Несколько замечаний- для сшивки не обязательно работать с целыми изображениями (кроме основного).Если вы хотите сделать резким данный маленький фрагмент(например, глаз), достаточно найти его резкое изображение на любом другом кадре- лишь бы он более-менее совпадал с аналогичным участком на базовом кадре- Adobe Photoshop сшивает и кадры разного размера и фрагменты изображений.
Примеры результатов
Результаты проще рассмотреть на примерах моих снимков (по крайней мере, я точно знаю, какое количество кадров и куда наводилась резкость)
1.Пушистик (
http://macroclub.ru/gallery/showphoto.p ... puser/4320 ).
Паук полностью покрыт длинными шерстинками, поэтому любые провалы по зоне резкости сразу будут бросаться в глаза. Поэтому наводка на резкость :по глазам(базовый кадр),остальные- по конечностям(ближним-дальним-левым-правым).Всего 5 кадров.
2.В ожидании жертвы(
http://macroclub.ru/gallery/showphoto.p ... puser/4320 ).
Здесь объект съемки почти параллельный плоскости матрицы - достаточно 2 кадров. Наводка на резкость по : ротовому отверстию и хелицерам.
3.Клоп(
http://macroclub.ru/gallery/showphoto.p ... puser/4320 ).
Объект более-менее плоский-3 кадра. Наводка на резкость : по глазам, по верхушке спинки и по задней части спинки.
4.Портрет комара-долгоножки(
http://macroclub.ru/gallery/showphoto.p ... puser/4320 ).
Очень большой масштаб съемки и очень объемный объект - реально вписать в ГРИП только сюжетно важную часть комара. Наводка на резкость по: ближний глаз, дальний глаз и усик, верхняя часть корпуса-всего 3 кадра. Не помешал бы еще дополнительный кадр с наводкой на резкость по хоботу (передняя часть хобота получилась нерезкой).
5.Прилег отдохнуть(
http://macroclub.ru/gallery/showphoto.p ... puser/4320 )
Комар буквально «развалился» по всему кадру. Поэтому наводка на резкость по: глаза, усики, ближнее крыло, дальнее крыло, левая часть брюшка-5кадров.
ЗаключениеПравильно выбранная ГРИП влияет на восприятие снимка не меньше, чем композиция, ракурс, правильная экспозиция и баланс белого. Это проблема неизбежно рано или поздно станет перед любым фотографом, снимающим макро. Даже съемка одного дополнительного кадра в большинстве случаев как минимум значительно улучшает восприятие снимка. Данный метод позволяет значительно увеличить ГРИП с полной прозрачностью и управляемостью на каждом этапе.