С самого начала хочу предупредить, что эта статья - не учебное пособие, обязательное к исполнению, а простой способ поделиться опытом и сократить процесс обучения тем, кто избрал или изберет тот же метод съемки, что и я, по тем или иным причинам.
А речь пойдет о съемке макро с применением штатива под камерой, и второго штатива под лошариками
viewtopic.php?f=80&t=6963,
http://macroclub.ru/how/losharik. Я называю этот вид съемки "штативной", "стендовой" или " лошариковой". Однажды слышал, что такой вид макросъемки зовется "американским". Выберите себе название по душе (или придумайте свое) и не будем на этом задерживаться.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Как и почему? Надо сказать, что я пришел к этому методу съемки, не сразу, а спустя более двух лет после того, как начал снимать насекомых. А начал я в 2008 году абсолютно с нуля. Занятие это захватило меня сразу и снимал я очень много. Снимал с рук, или как мы говорим сегодня " с подхода", и , естественно, огромный процент отснятого материала обрекал на прямое попадание в корзину. Для тех, кому невдомек, почему,- поясню.
При съемке " с подхода" существуют факторы, от которых зависит результат, но которые совершенно, или почти совершенно не во власти фотографа. О чем я говорю? А вот о чем.
1.
Выбор ракурса и композиция. Выбор ракурса обусловлен расположением модели, а модель - дикое насекомое в дикой природе. То же касаемо композиции.
2.
Выбор фона. Насекомые живут в траве, в кустах, на деревьях и т. п. И они сами решают на каком фоне им жить.
3.
Свет и освещенность. Работаешь не там, где хочешь, а там, где находится модель. Этим все сказано! Зонтик, вспышка и отражатель вполне применимы, но это добавляет риска и сильно осложняет всю работу, с учетом пугливости и крылатости моделей.
Но два с половиной года я снимал "с подхода"! Постоянно был бит и руган соратниками за "солому" на ЗП, черный фон, жесткий свет, шевеленку и все остальные издержки своих работ, но упирался, объяснялся, обижался и... продолжал. Почему? Об этом тоже нельзя не сказать.
Охота " с подхода"- занятие очень увлекательное! Ты в ней гораздо в большей степени охотник и фотограф. Добиться настоящего успеха в ней во сто крат труднее, но каждый удачный кадр-ПОБЕДА! Молодые и здоровые просто обязаны пройти через это. Для чего? чтобы в один прекрасный день возжелать большего и встать на штативы!
Почему и как я сам сменил методику работы? Случай! Вернее - случаи. Несколько раз возникали ситуации, в которых очень хотелось блеснуть. Вот тогда я впервые использовал некое подобие лошарика, который крепился к капоту машины или к дворникам на лобовом стекле. А сам капот использовал как упор для рук в борьбе с шевеленкой. Результаты поразили и порадовали не только меня, но весь Клуб: опыт удался!
Тогда же в голове возникла конструкция лошарика собственной системы.
А когда после первой штативной охоты в корзину ушло всего около пяти процентов отснятого, все сомнения отпали сами собой.
Монопод , который выручал в борьбе с шевеленкой, ушел на пенсию, а на смену ему пришла пара штативов и лошарики.
И началась новая жизнь! Поговорим о ней.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.ШТАТИВНАЯ СЪЕМКА. Сперва о недостатках, издержках и ограничениях.
Начну с ограничений. Встав на штатив, макрушник теряет ряд прелестей охоты " с подхода". Очень мала вероятность снять жанровые сцены из дикой жизни (с оговоркой, о которой ниже), поскольку на лошарике они вряд ли возможны. Кроме того сложнее, а порой и вовсе невозможно, снять грибы, цветы, полет , паутину... Есть люди, которых более всего интересует именно эта область макро. Но выход есть, хоть и не всех он устроит.
Издержки. Штативная охота гораздо дороже охоты " с подхода". Штативы, головка, свет-вещи не копеечные. Да и таскать их на горбу не каждому под силу.А ведь среди нас много женщин:серьезный минус.
Недостатки. Они, на мой взгляд, просто тонут в достоинствах, но я их вижу и мне они все больше действуют на нервы.
Основной- сложность креативного проектирования, его ограниченность.
Встав на штатив, ты становишься театральным режиссером, пришедшим в театр из кино. Твоя привычная натура обязана уместиться в рамках сцены. Да! Театр открытый, без стен и под небом, но сцена в нем есть и с нее ох как трудно унести действие на натуру. Не беда! Просто надо стать театральным и смелее работать с моделями, присадами, фонами. Наши питомцы, зачастую, демонстрируют настоящие чудеса артистизма!
А еще теперь нужно очень рано вставать!
Есть и другие недостатки, и пусть каждый, идущий этой дорогой, определит их для себя.
Все остальное - достоинства ! И их, как мне кажется, куда как больше во всех отношениях!
ДОСТОИНСТВА. К.П.Д. Очень важный показатель, в моем понимании. Количество технического брака ничтожно. И это толкает вперед к творчеству и поиску.
Выбор фона, композиции, кадрирования и света.
Всю мизансцену можно двигать, наклонять, переориентировать: ты - хозяин положения! Выбирай или создавай фон, ставь свет, решай с углами, наклонами, приблизь или отодвинь камеру или модель ( с учетом поведения моделей, конечно). Дерзай!
Мог ли ты мечтать об этом, снимая " с подхода"? Почти никогда!
Вопросы этики или этика вопроса. Раздел, в нашем обществе, обязательный. Есть макрушники, для которых этот вопрос- дело принципа.Я эти принципы уважаю и скажу так.Хочешь снимать исключительно сцены из дикой жизни- снимай. Отыщи, пристройся (со штативом или без) и твори. Три, пять, десять кадров за сезон и умиротворенное самолюбие. Кому этого достаточно, тот не с нами (надеюсь, не против нас).
Жаден в охоте и съемке? Хочешь много и часто? За мной!!!
Главный этический постулат: НЕ НАВРЕДИ! Уважай и береги свои модели и пусть они от тебя никогда не пострадают и не погибнут! И тут есть свои сложности. Вот снял ты стрекозу или бабочку, ктыря или муху: они посидят и улетят по своим делам. Это просто и понятно. А если сегодня в кадре будущая мама-паучиха на своем беленьком гнездышке с будущим выводком? Срезал ты колосок или травинку с гнездом, снял на славу себе и природе, а дальше? А дальше будь добр обеспечить маме и деткам безопасное место для дальнейшего развития и рождения потомства! Так вот у нас- штативщиков Израиля , это правило непреложное!
Кстати, о документальности события.
Мы с Наумом Пятовым снимали пару взрослых дыбок. Рассадили гигантов на разные присады на разных штативах, и вдруг самец прыгнул к самке и началось соитие такого накала и темперамента! После секундного шока удалось собраться и отснять этот акт "любви на лошарике".
Природа взяла свое! Вот и вся этика! В природе возможно все! И если ты посадил на одну ветку богомола и хищнеца и снял чудесную серию их сближения и встречи, "гляделок" и жестов, и момента, когда впятеро больший богомол ретировался, уступая бескровную победу хищнецу.
В чем же тут обман? Где неэтичность?
Тут пусть каждый выбирает по себе: разные мы.
Закончим с историей и философией и перейдем непосредственно к методике, практике и оборудованию. Итак.
ОБОРУДОВАНИЕ.Вот перечень того, что я использую в работе.
Камера NIKON D300s. Выбор камеры - извечный вопрос! Мы его касаться не будем: любая камера годится для съемки, если умеет снимать макро.
Вспышка NIKON R200. Макро вспышка , думаю , лучшая на сегодняшний день из всех мне известных.
Чем хороша. Очень компактна и легка. Запускается встроенной пыхой камеры. Управление инфракрасное, т.е. ни проводов, ни насадок. Работает как посаженной на объектив, так и в полной автономности (в руках, на штативах, на земле, где положите или установите).Очень экономична (пара аккумуляторов обеспечит вам с пол тысячи кадров без подзарядки и служат эти копеечные аккумуляторы 3 года!)Если есть средства, докупаем третью, четвертую, пятую,… какую хотим головку и имеем полный 3D свет в наиудобнейшем исполнении! Я просто в восторге от того, что позволяет мне эта вспышка.
Недостатки. Один: штука очень недешевая.( А что в нашем деле дешево?)
Рассеиватели. Рассеиватель -тот чудесный прибор, который превращает вспышку (или любой другой источник искусственного света) из противника в помощника, соратника и друга. Своими рассеивателями для пыхи я обязан исключительно Илье Луцкеру, у которого однажды в Мисгаве подсмотрел идею и воплотил ее для себя
. Сделаны они из обычного пластикового скоросшивателя белого матового пластика, довольно жесткого и толщиной более 1мм.Работают исключительно как заполняющий свет. Их можно увидеть в галерее на наших встречах. Если будут вопросы по конструкции -отвечу на все без утайки.
Штативная головка. Monfrotto 410.
Третья из моих головок, которая была куплена исключительно по совету друзей и оказалась просто изумительным инструментом.
Штатив. Не стану останавливаться на нем особо. Скажу, что он карбоновый и с наклонной штангой, как и положено макрушному штативу. Сегодня есть тысячи штативов по самым разным ценам. У моих друзей есть уже орудия по тысяче баксов за штуку: быка усади - не дрогнет! Но вполне можно обойтись и более простыми вариантами (правда лишь до определенного уровня сложности исполняемых работ).
Что по-настоящему важно в штативе: устойчивость, надежность и вес. Карбоновые легче алюминиевых. Если таскать на себе-стоит задуматься. Скажу одно: на штативе экономить -себе дороже! Т.е. идите к проверенному производителю.
Второй штатив, для лошариков -любой. Единственное условие: чтобы соответствовал вашему росту, а не ставил на колени в буквальном смысле.
Лошарик. Если память мне не изменяет, сей чудный прибор изобрел Женя Федоров, наш достославный Gene, за что ему огромное спасибо от всех макрушников в веках! И название пришло от него. Его лошарик был телескопическим с суставами из детских конструкторов. Крепился, втыкаясь в землю или во что-нибудь другое. Потом Гена Федоровский над ним работал и есть на нашем форуме статья об этом удивительном инструменте.
Свой лошарик я придумал и сделал сам. Он очень прост в изготовлении и допускает самые бюджетные конструктивы, вплоть до бельевых прищепок любой модификации. Основа его-шея- гофрированный металлический шланг от USB Led Light светильничков. Я заказываю их в интернете по 1баксу за штуку.
Рабочий захват (держатель)- "крокодильчик", обычно спаренный мною-обычный дешевый электрический контакт, которыми снабжены тестеры, и которые продаются в магазинах. У на 1 бакс. На зубастые пасти крокодильчиков надеваю плотно силиконовую трубочку для мягкости и плотности захвата.
У всех моих соратников шея лошарика крепится жестко к столику, который устанавливается на второй штатив
.Я же все свои лошарики снабдил крепкими ухватами и со второго конца шеи, что дает мне возможность использовать их без штатива (так было в Крыму
http://macroclub.ru/gallery/showphoto.p ... 0/cat/1373), а главное: в любой момент снять его и дать тому, у кого нет.
Вложение:
20141006_081639 WW.jpg
Так на сегодня выглядит моя "Медуза Горгона" и поверьте, для хорошей охоты и она бывает мала. Лошариков много не бывает.
Прочие аксессуары. Очень важный и совершенно необходимый -кнопка дистанционного управления спуском. Сгодится любая, лишь бы работала. Опыт мой и моих товарищей показал, что стоит потратиться на фирменную, чтобы не менять их каждую неделю из-за всяких поломок.
Ножницы. Я использую постоянно два вида (еще два других лежат в рюкзаке). Основные- с волнистой заточкой для мягкого среза без щелчка, могущего спугнуть, а -то и сбросить модель с травинки или веточки. Это медицинские ножницы для резки бинтов, очень простые, прочные и дешевые. Вспомогательные -очень тонкие и крепкие кончики для мелкой и ювелирной подрезки мешающих листиков и веточек. Купил Золлинген и горя не знаю.
Пинцет. Очень длинный и тонкий, для тех же целей, что и вторые ножницы, только в более сложных ситуациях, для труднодоступных мест и более пугливых моделей.
Фонарик. Любой Green Led с двумя и более режимами работы. Помогает в пасмурный день и подыграет как контровой источник света в креативной съемке. Лучше иметь пару на всякий случай. Добавлю, что использую фонари с одним светодиодом, но качественными отражателями.
Стакан. Это не шутка. Высокий матовый пластиковый стакан показал себя великолепным инструментом при охоте за беспокойными моделями. Пауки-охотники, скакунчики и кузнечики забегают в него свободно и без тени сомнения, а вот на руку влазить часто не согласны. Из стакана пересаживаю модель на присаду посредством колоска или травинки и даю ей успокоиться, прежде чем начать снимать. Чаще удача, чем провал.
Отражатель. Их масса и на них не стану задерживаться. Сам почти не использую, но знаю и понимаю его возможности в условиях ограничений по свету.
Белый зонт. Любой. Если работаешь на открытом солнце, он незаменим!
Подстилка под штатив. Как со мной часто бывает: понимаю важность предмета, но не использую его без всяких разумных причин.Так вот речь идет о куске материала(ткани, флизелина, клеене, и.пр.), которую всем штативщикам советую стелить под штатив, или хотя бы под камеру.Видел, кажется у Ильи Луцкера , кусок ткани, закрепленной к ножкам штатива.Предмет предназначен для тех случаев, когда модель просто свалилась со штатива по той или иной причине.Пойди найди ее в траве.А тут вот она, родная!
ОБЪЕКТИВ. Такой наиважнейший инструмент, но умышленно поставлен в конце всего перечня.
Объектив- всегда больной вопрос. Не стану пускаться в обсуждения, а скажу так. У меня три классных макро объектива: Nikon 105 старая модель без стабилизатора, Nikon 60 последняя модель и Sigma 150 тоже старая модель, просветленная по методике Жени Федорова Ильёй Луцкером.
Работаю только Сигмой. Почему? Очень удобно для руки: широкое кольцо фокусировки. Лучше других размывает задний план и главное: посадочное кольцо, дающее возможность быстро и легко поворачивать камеру вокруг горизонтальной оси.
Съемка. Что хочу сказать о технике съемки. Признаю только мануальный режим работы камеры. Все остальные "приоритетные" режимы все равно вмешиваются в работу, пытаясь "помогать" фотографу. Мне это только мешает.
Вот, пожалуй и все, что я хотел рассказать о моей любимой штативной съемке. Доброй охоты , друзья.