Из области "открытий дилетанта"...
Занимаясь стереосъёмками и разглядывая различные стереопары, пришёл к очевидному выводу о правильности и большой важности давно известного положения о том, что большую роль играет фокусное расстояние объектива. Результатом неправильного выбора фокусного расстояния оказываются существенные проблемы с перспективой на стереопарах. Судя по книжкам, при "обычных", не макро масштабах и дистанциях до ближних-дальних объектов сцены (соответствующих стандартному стереозрению человека) советуют использовать объективы с ФР около 50 мм: в этом случае соблюдается естественное восприятие перспективы, воспроизведение отношений угловых размеров объектов (чем ближе объект, тем он больше на снимке). Ежели ФР заметно больше необходимого (скажем, в случае телеобъективов), то на стереопарах возникает то, что я обзываю "эффектом ширмы": даже при более-менее удачно выбранном базисе хорошо разделённые по глубине отдельные планы сами по себе получаются плоскими, как декорации в кукольном театре... А вот несколько меньшее ФР (более широкоугольное положение), наверное, сильно поможет в таких вещах...
Что-то я подозреваю, что даже не столько увеличение стереобазиса, сколько уменьшение ФР особенно сильно влияет на восприятие стереоэффекта. Скажем, ежели надо передать объёмные особенности некоторой поверхности (её фактуру, шершавость и бугорчатость), то надо бы использовать как раз небольшие ФР! Думаю, что неправильный выбор ФР является одной из самых характерных и распространённых ошибок у начинающих стереофотографов...
В общем, надо бы учитывать это дело и в случае макрофотографии, при использовании всяких колец-линз-перевёртышей и прочих приблуд... Я вот думаю, как бы это делать поудобнее, незаморочно, без производства всяких душных вычислений? Надо бы "на глазок" научиться оценивать, насколько подходит данный угол зрения оптической системы (с учётом увеличения) и эффект перспективы для получения хорошей стереокартинки...