Несколько лет назад я начал заниматься, в качестве хобби, фотографией минералов. Естественно, после того как поснимал макро 1:1, захотелось пойти в сторону больших увеличений. Оказалось, что это не так-то просто делать, даже имея в руках Canon MP-E 65 mm.
А года 2 назад я наткнулся на этом сайте на вот эти шикарные стереофото минералов от DimaDD:
http://macroclub.ru/glr/displayimage.php?album=406&pos=0http://macroclub.ru/glr/displayimage.php?album=406&pos=50Эти фото поразили меня настолько, что решил - делать себе установку для макросъемки, и обязательно с возможностью стерео.
Прошло достаточно много времени, но установку я, наконец, собрал. Думаю, гуру она не удивит, установка довольно простая, идеи в основном взяты с форумов photomacrography.net На этом фото установка с Canon40d + Mp-E 65mm. Тонкое перемещение объекта – координатный стол PROXXON KT-70, вращение объекта – штативная головка FANCIER FT6664H за 30$. Голова немного допилена фрезеровщиком, чтобы крепиться вверх ногами на PROXXON. Подъем объекта вверх вниз – простенькие макрорельсы (20$). При сборке было много геморроя с креплением всего этого вместе, если учесть, что я не фрезеровщик и не самоделкин. Везде разные форматы резьбы – где M6, где 1/4", где 3.8”. Фотографии на установке, естественно, снимал не под прямым светом, а с рассеивателем, сделанным из большой салфетки или листа А4. На фото ниже рассеиватель снят. Снимаю и фокусируюсь - исключительно в режиме LiveView, с картинкой на мониторе компьютера.
Решил попробовать свои силы и в более крупном макро. Второй набор оптики: Mitutoyo 10x M plan APO + Sigma 70-200 f/2.8 (Телевик был у меня давно, к Mitutoyo подошел в качестве фокусирующей линзы, на 200мм. На фокусном < 200 проявляется сильное виньетирование)
Гибкие держатели для источников света, поворачивающиеся вместе с объектом на тот же угол я пока не использую. Похоже они вообще не нужны. Когда я проектировал установку, я думал что для получения стереоснимка, в каждом кадре пары свет должен падать ровно под тем же углом, иначе картинка покажется глазу неестественной. Но на практике оказалось, что при съемке в рассеянном свете это вовсе не принципиально.
Когда я начал снимать первые кадры с установки, результаты меня вначале несколько обескуражили. Никакой «кричащей резкости», как на сниках иностранных гуру. И что еще больше удивило, что резкость кажется большей и на вышеприведенных снимках от DimaDD, хотя они снимались техникой ниже классом. Не могу правда утерждать на 100%, так как не видел исходников.
На освоение установки и эксперименты со съемкой уходит ну очень много времени. Очень надеюсь, что так будет только по началу
Вот один из первых, не сильно удачных результатов с Mitutoyo. На фото агрегат кристаллов иларионита. Размер агрегата зеленых кристаллов 0.75мм. На этом фото все получилось из рук вон плохо, и мне пришлось еще пару часов вытаскивать его в фотошопе, для приемлемой картинки. Конечно же, фото тут перешарплено, и ни о каком профессиональном качестве картинки и попиксельной детализации тут речи не идет
Ситуация со съемкой осложняется еще и тем, что моя любимая тема, это не просто минералы, а включения в прозрачных минералах. Тут возникают новые трудности. Во-первых, фото прозрачного камня с включениями имеет как правило много планов, с одними объектами накладывающимися на другие, и это создает проблемы для автоматического стекинга. Во вторых, если образец с включением не огранен и не отполирован, фото сделанное через грань получается значительно более размытым, и выглядит куда хуже, чем картинка которую я вижу глазами в стереомикроскоп МБС-10. В третьих, многие прозрачные минералы обладают двойным лучепреломлением. Поляризатор позволяет его устранить, но даже с ним, снимки получаются хуже. Включения в кальците (исландском шпате, минерале с самым большим двупреломлением) у меня пока вообще не получилось хорошо снять, хотя как-то убил на попытки полдня.
На сегодняшний момент фотография ниже одна из моих любимых. Снимок включений кристаллов джемсонита (а может, буланжерита) внутри кристалла прозрачного флюорита. Диаметр колец 0,375 мм. Снято на MP-E, f/2.8, стек порядка 30 кадров на один глаз. Кроп. С этим объектом съемки я экспериментировал долго, два выходных дня. Пытался снимать с разными условиями съемки, достаточно долго редактировал. Одной из ошибок, возможно, была съемка на f/2.8. Похоже MP-E имеет максимальную резкость, все таки, на F/4 для 5х.
По ссылке ниже, тот же объект, снимок на Mitutoyo 10x. Стек порядка 50-70 кадров на один глаз. Возможно, что можно добиться и лучшего результата, но я к тому моменту уже устал. Хорошо видна ошибка автоматического стекинга, из-за которой кажется, что более тонкое кольцо во всех местах пересечений находится впереди толстого.
http://fotki.yandex.ru/users/medwar1/view/1011943/?page=2А вот по этому фото можно оценить количество мусора на грани кристалла перед включениями, затрудняющего съемку:
http://fotki.yandex.ru/users/medwar1/view/1011946?page=2Также, я пробовал делать снимки цифрокомпактом Canon S90 через окуляр микроскопа МБС-10. Просто с рук. При этом даже с одного снимка получается приемлемая ГРИП, и стекинг не обязателен. Что интересно, в сложном случе (включение в мутноватом кристалле, перед включением есть другие объекты, и тп, качество снимка в моих экспериментах изменялось следующим образом:
1) Canon S90 + МБС-10, 1 кадр, как ни странно, лучший снимок, и минимум времени.
2) 40d + MP-E, стекинг
3) 40d + Mitu + Sigma, стекинг
Примеры: флюорит(?) в топазе, S90+МБС. Стереопара собрана плохо, но на левой картинке совсем не самое плохое качество снимка
http://fotki.yandex.ru/users/medwar1/view/1011944/?page=2Тот же объект съемки, Canon 40d + MP-E 65mm + стекинг
http://fotki.yandex.ru/users/medwar1/view/1011945/?page=2С радостью приму советы от специалистов. Я бы был также очень признателен, если бы те, кто снимает похожие объекты (можно не минералы и не включения, просто мелкие пейзажи) предоставили исходники каких-нибудь из Ваших фото, сделанных с максимальным увеличечением. Очень интересно посмотреть на них, поснимать похожий объект и сравнить, чтобы разобраться, где же я “проседаю” - в технологии съемки, в освещении, стекинге, или в пост-обработке. Потому что, по фото, имеющимся в инете, я вижу, что даже с оптикой послабее можно добиваться значительно лучших результатов.
Полноразмерные фото из этого поста вы можете посмотреть в альбоме на яндекс-фотках:
http://fotki.yandex.ru/users/medwar1/album/145211/?p=0