История вопросаУ меня компакт Sony F828. Камера очень приличная, однако «макро» снимает посредственно.
Зеркальную камеру покупать не хочу, ибо считаю систему подъема зеркала – шагом в прошлое. Да и отвык уже я от использования видоискателя. Навожусь только по экрану… Таким образом – стоит задача – научить «Соньку» снимать макро.
Варианты известны:
- макролинзы
- многолинзовые макронасадки
- перевернутый объектив, используемый в качестве макронасадки.
Вариант с использованием перевернутого объектива отпадает. На моем аппарате очень широкий «зрачок» объектива. Даже крупные кинопроекционные объективы виньетируют кадр (срезают края). К тому же – такой крупный объектив и весит прилично…
Многолинзовые насадки (например - Raynox DCR-250 и Raynox DCR-150) стоят совершенно не бюджетно, но также имеют маленький «зрачок» и виньетируют кадр.
Вариант с линзами возможен. Но они тоже недешевы. К тому же – увеличение дают не очень уж и большое. Т.е. для крупных бабочек и жуков – самое то, но снять портрет того же жука уже не получится.
Для того чтобы немного сэкономить, макролинзы я добыл из кинопроекционного объектива 35КП-1,8/75. В нем 3 положительные линзы. Результат их использования показался мне удручающим… Отсутствие резкости по краям кадра, хроматические аберрации. Конечно снимать можно, но потом кадр придется сильно кадрировать, а терять драгоценные мегапиксели совершенно не хочется.
Короче – я решил попытаться собрать многолинзовую макронасадку.
Теоретическое обоснованиеНаилучшие результаты при съемке «макро» на компакте дает использование в качестве насадки перевернутого объектива. Схемы объективов бывают разные. В том числе и простейшие - из одной линзы или из двух независимых линз. Например – передняя линза выпуклая («положительная»), а задняя – вогнутая («отрицательная»). А если такой объектив «вывернуть» для макросъемки – задняя вогнутая линза окажется впереди. Вот эту схему я и решил повторить в своей насадке.
Выбор именно этой схемы был случаен и диктовался лишь набором имеющихся у меня стекол.
Вложение:
схема насадок.jpg
КонструкцияПосле разборки кинопроекционного объектива 35КП-1,8/75 у меня оказалось 5 линз в оправе (две с фокусным расстоянием около 130 мм, одна - 90 мм и два оптических блока с отрицательными диоптриями). Объективы я никогда не конструировал, и проводить расчеты мне совершенно не хотелось. Я просто сел на диван и полчаса «поигравшись» со стеклами, нашел пару приемлемых вариантов. Ориентировался я на отсутствие искажений и достаточное увеличение.
Сборка линз в одинаковых оправах труда не составила. Я тупо склеил их суперклеем. Конечно же – предварительно аккуратно протер и продул спринцовкой.
Донором резьбы выступили оправа светофильтра и ставший ненужным переходник 52х52. Их я тоже закрепил клеем. Держит «намертво», хотя швы, вероятно, лучше чем-нибудь загерметизировать…
Вот готовый продукт:
Вложение:
DSC04968-min.jpg
Вложение:
DSC04962-min.jpg
Выглядит немного необычно за счет того, что вперед обращена вогнутая линза. Однако, именно такая схема используется в некоторых объективах микроскопов.
Фокусное расстояние трехлинзовой насадки – около 130 мм, двухлинзовой – около 250 мм. Т.е., соответственно в диоптриях - около +8 и +4 (конечно же использование диоптрий в данном случае не очень корректно).
Еще остались крышки и тубус. Я планирую распилить тубус и сделать из него 2 бленды, которые можно будет закрывать имеющимися крышками. Но это уже – когда руки дойдут.
ТестированиеКонечно же – хроматические аберрации имеются, но на большинстве сюжетов они не заметны. Вот примеры использования трехлинзовой насадки:
Тестовые снимки сделаю как-нибудь.
Для сравнения могу использовать макролинзы маруми +4+2+1, которые мне любезно подарил Валерий Курочкин. (Валерий! Спасибо!)