у меня на данный момент 3 вида освещения:
- встроенная с самодельным рассеивателем из изолона 8 мм толщины (подложка под паркет) 1м2 (50 руб. на любом рынке) хватит на десяток рассеивателей; прорезается дырка в изолоне чуть меньше диаметра объектива, чтобы "хорошо сидел" и одевается на объектив, а не на вспышку.
- кольцевая макровспышка - убирает все тени, но дает блики на глянцевых "моделях", тоже сделал рассеиватель из изолона, прикрепил к рабочей поверхности вспышки бесцветным скотчем; потом кстати отказался от рассеивателя, так как он часто стал "мылить" получаемое изображение.
- внешняя вспышка SB-600 с рассеивателем также из изолона, сделал как показано на рис. одного из наших соклубников
вроде работает, я пока доволен!
Почти все макроснимки из Лаоса сняты на 1 вид освещения - то есть встроенная пыха + рассеиватель ... остальными даже не воспользовался... так и пролежали в чемодане...
Теперь по настройкам: Чем меньше объект ты снимаешь, тем больше необходимо закрывать диафрагму для получения достаточной зоны резкости, или когда необходимо пользоваться дополнительными кольцами, конверторами и т.д. При этом импульса встроенной вспышки уже может не хватить, да и бьет она "издалека", находясь на задней части камеры. Тогда я подключаю SB-600 или пользуюсь ей как ведомой для дополнительного освещения. Кольцевой пользуюсь только тогда, когда нет глянцевых моделей, на глянцевых она дает некрасивые круговые блики ... еще: в настройках моей камеры (D90) можно дополнительно уменьшать/увеличивать импульс встроенной вспышки не только на боковой кнопке управления вспышкой, но и в настройках меню камеры, это тоже иногда помогает. Силу импульса подбираю вручную, делаю 1-2 пробных снимка, цифра так удобна: снял-посмотрел-удалил
с течением времени приходит опыт, в последнее время я уже знаю, какие параметры выставлять на вспышке и камере по освещению, диафрагме, выдержке ... и мне все больше нравится работать в ручном режиме "М", особенно после Лаоса, где была большая ежедневная практика...
вот так он примерно выглядит ... это у меня уже второй, первый я где-то потерял )) делается он за пару минут - вырезается сначала внешний контур, он может быть любой, можете пофантазировать, но я сделал удобный для съемки, срезав углы примерно до ромба/овала ... потом ставлю камеру с объективом на ровную поверхность, подставляю вырезанную фигуру к объективу, и делаю ручкой или карандашом насечки для последующей вырезки внутреннего круга так, чтобы нижняя часть рассеивателя вставала на поверзность вровень с горизонталью камеры, то есть камера и рассеиватель снизу по горизонтали должны быть на одном уровне...
вот так он выглядит на камере
я использую 8 мм-ый материал, сначала очерчиваю круг по внешнему диаметру объектива, внутреннее отверстие вырезается на 3-4 мм меньше, чем диаметр линзы, чтобы плотно сидел на нем, если использовать материал меньшей толщины, то сидеть будет плохо, бывает еще толщиной 2, 5 и 10мм... но надо учитывать, что чем больше толщина рассеивателя, тем больше требуется импульса вспышки для хорошего экспонирования ... потом рассеиватель одевается на внешнюю часть объектива или светофильтра, не доходя до фокусировочного кольца, иначе при фокусировке он будет слетать или двигаться ...
вот как это выглядит
за работой
потом я его снимаю, складываю вот таким образом
и храню в сумке либо так
либо так