© 2003 Rainer Emling (Райнер Эмлинг)
Перевод с немецкого: Александр Забара
Оригинал здесь: www.emling-online.de
Публикуется с позволения автора
В этой статье автор описывает его первый вариант кольцевого осветителя на 8 светодиодах (LED) и дает необходимую для самостоятельного изготовления информацию (Здесь и далее синим курсивом - примечания переводчика)
Рис. 1 & 2
Так выглядит (в зеркале) готовая кострукция смонтированная на камере. Зеленоватое отражение на правой картинке обусловлено цветом просветления объектива
Кольцевые вспышки для зеркальных фотокамер существуют уже давно и предназначены для освещения объекта съемки с малого расстояния практически бестеневым светом. Основным практическим недостатком кольцевых вспышек является их цена, так как они отнюдь не являются товарами «массового потребления».
Предлагаемые на рынке белые LED с некоторых пор предлагают достаточную светоотдачу по доступной цене. Это вполне является поводом рассматиривать LED в качестве альтернативы к кольцевым вспышкам, что связано со следующими преимуществами и недостатками:
+ LED дают вполне константный свет, что позволяет обойтись без сложных флэш-замеров, автоматическая или ручная установка экспозиции не являются проблемой
+ яркость LED легко регулируется путем изменения напряжения источника питания
+ LED являются «долгожителями» по сравнению с лампами накаливания или электронными вспышками
- светоотдача даже множества LED гораздо меньше чем у кольцевой вспышки
- световая температура LED соответсвует примерно 8000-9000К – бело-голубой свет, однако автоматический баланс белого современной цифровой камеры легко справляется с таким светом, по крайней мере пока LED являются единственным источником света
Идея самостоятельной сборки кольцевого осветителя с LED пришла автору после предложения в одном из немецких каталогов аналогичных устройств стоимостью 350-450€, что примерно соответствует цене кольцевой вспышки.
Конструкция кольцевого осветителя с LED, кроме того, гораздо проще чем соответствующей вспышки, т.к. полностью отсутствует необходимость в электронном управлении.
Рис. 3
Не шедевр дизайна, но работает ! ;-)
Конкретное устройство кольцевого осветителя определяется особенностями камеры, т.к. диаметр объектива и (желаемое) фокусное расстояние влияют в конечном счете на особенности реализации.
Так как на своих камерах (Olympus Camedia C-2000 и C-5050) я постоянно использую адаптер CLA-1, первой идеей было использовать step-up кольцо 46mm/72mm, чтобы просверлить 5mm отверстия под LED непосредственно в нем. Однако подобный «калибр» оказался не из дешевых: к примеру у фирмы Heliopan 46/67, 46/72 и 46/77 стоят около 20-25 €.
В связи с этим я выбрал более дешевый вариант:
Отрезок пластиковой трубки, диаметр которой несколько меньше диаметра объектива (или адаптера), распиливается вдоль с таким рассчетом, чтобы она туго садилась на объектив. Непосредственно на внешнюю сторону трубки были приклеены LED и резисторы. Так как LED выступают как вперед, так и внутрь, получился своего рода «упор», обеспечивающий соосность объектива и осветителя.
Рис. 4
Мелочи: слева внизу виден пропил в трубке, позволяющий плотно надеть ее на объектив.
LED приклеены под прямым углом, ножки подогнуты так, чтобы можно было непосредственно припаять резисторы и провода, не рискуя при этом коротким замыканием.
При помощи трехжильного кабеля (3x0,14mm² вполне достаточен для 8 LED) присоединяется батарея. Для получения 2 ступеней яркости к каждому LED были припаяны два резистора разной мощности. В норме ( режим 1 ) ток проходит через более мощные резисторы, в режиме 2 параллельно подключаются слабые резисторы, что в результате дает больший ток.
В моем варианте используются 4 NiMH аккумулятора в последовательном подключении, дающие номинально 4,8V, со свежим зарядом около 5,2V, «пустые» примерно 4,0V.
При использовании белых LED получились следующие параметры потребляемого тока:
Резистор (Ом) | Потребление тока |
4,0V | 4,8V | 5,2V |
82 | 8-10mA | 15-17mA | 18-21mA |
100 | 7-9mA | 12-15mA | 16-18mA |
150 | ~6mA | 9-11mA | 11-13mA |
180 | ~5mA | 8-9mA | 10-11mA |
220 | - | - | 8-9mA |
Приведенные данные являются ориентировочными и колеблются в зависимости от напряжения и применяемых LED.
Я использовал следующие резисторы: 150Ом для режима 1 и параллельно подключенные 82Ом для режима 2 (дает в результате 53Ом). Таким образом светоотдача в режиме 2 примерно в 2 раза больше, чем в режиме 1. Потребление тока всего осветителя при среднем уровне заряда аккумуляторов составляет 70mA для режима 1 и, соответственно, 180mA для режима 2. Для того, чтобы выжать больше из LED можно использовать меньшие сопротивления, однако для этого следует предварительно измерить все LED во избежание перегрузки. В качестве альтернативы можно также использвать 5 аккумуляторов вместо 4.
Примечание: для повышения светоотдачи я припаял паралелльно к 150 Ом еще 330. Результат: режим 1 – сопротивление 100Ом, потребление тока – 115mA, режим 2 – соответственно 45Ом и 220mA.
В норме LED рассчитаны на ток в 20mA, перегрузка до 30mA на несколько секунд не наносит явного вреда, но и не приносит сколько нибудь заметного улучшения освещености.
Рис. 5
Вид спереди: LED были снабжены рефлекторами для ограничения засветки объектива.
Так как LED имеют вполне ограниченный угол засветки, рефлекторы не концентрируют свет.
Следует учитывать, что LED являются полярными элементами (длинная ножка – анод, подключается к +). На какую из ножек припаивается резистор не важно, важно чтобы на всех LED - одинаково. Кроме того следует учесть, что белые и голубые LED чувчтвительны к статическому электричеству.
Рис. 6
Принципиальная схема
Verbindungskabel - кабель, Taster - выключатель, Ein/Aus - вкл/выкл, Akkupack - аккумуляторы
Практика показала, что 8 LED это не так уж и много. В особенности это касается применения в нормальном и широкоугольном даипазонах, так как за счет кольцевого расположения остаются неосвещенными углы кадра. Для подсветки этих зон можно добавить еще 4 LED, расположив их под небольшим углом наружу.
Использовавшиеся LED освещают угол около 20°, более широкоугольные типы осветили бы конечно большую площадь, однако в ущерб яркости.
Рис. 7 a & b
Слева: 35mm объектив, справа - 105mm
Здесь заметно, что расположение LED не идеально даже для теле, или использованых 8 LED слишком мало для того чтобы равномерно осветить весь кадр.
Рис. 8 a & b
Слева: слабый свет ламп накаливания, справа дополнительно с LED
На этих вырезках не видно углов кадра.
f/2,8, ISO 100, слева 1/4s, справа - 1/25s
Рис. 9 a & b
Освещение как на предыдущих. С LED цвета кажутся почти перенасыщенными, однако здесь вполне соответствуют восприятию глаза.
f/2,8, ISO 100, слева 1/3s, справа - 1/25s
Рис. 10 a & b
В подвале. Хотя LED дают немного света, установив камеру на штатив можно добиться требуемого результата
Слева: f/2,8, ISO 400, 1/2s, справа - f/2,8, ISO 100, 1/4s
Рис. 11 a & b
На 2EV недосвеченные снимки демонстрируют, что не смотря на одинаковые заводские параметры и идентичную установку, LED дают разную яркость и цветовую температуру. Увы - предварительному отбору противоречит высокая цена ;-(
далее к части 2-й...
All images used in this article © Copyright Rainer Emling
|