Среди рисунчатой гальки на Малом Утрише более или менее часто попадаются камни, имеющие двойную окраску: серую, монотонную с одной половины, и темно-серую со светлой рябью с другой. Такие камни напоминали реальные “морские пейзажи”, похожие на воду с волнами, над которой раскинулось безоблачное небо. Другим, не менее частым природным рисунком была композиция, чем-то похожая на “летящую комету”, вокруг которой с разной степенью изогнутости расходились турбулентные потоки.
Неправильная форма некоторых камней не только подчёркивала рисунок, но и усиливала восприятие всего образа, создавая иллюзию реальных “рыбы”, “уха”, или “глаза”. Однако наиболее интересными оказались камешки, на которых можно было при определённом ракурсе различить контуры некоторых животных, например, “ёжика” или “носорога”. А при наличии фантазии в некоторых природных рисунках можно было увидеть совсем фантастические “голову собачки в кепке с козырьком и с темным носом”, или “скуластую голову верблюда с шеей”. Часто фантазия рисовала “склоны и вершины гор”, или “сияющие пещеры”. Максимальные размеры гальки составляли от 5 до 15 см.
Но, что же из себя на самом деле представляют рисунки на гальке? Это, так называемые “гиероглифы”. Их появление в песчанике – преобладающей осадочной породе в составе морской гальки, по мнению голландского геолога Филиппа Кюнена связано с отложениями в море мутьевых потоков, несущих по подводным каньонам частицы, разрушенных после землетрясений пород. После затвердевания, в результате неправильных сколов в различных плоскостях, пройдя окатку и шлифовку в зоне прибоя, на гладких камнях проступают порою удивительные узоры. Наше же образное мышление ищет в этих узорах какие-либо ассоциации со знакомыми нам объектами и иногда находит их!
|