Экспозиция.
Экспозиция это основной параметр, от которого зависит получится ли фотография светлой или темной. Если на светочуствительный элемент фотокамеры (пленку или матрицу) попадет недостаточно света, то фотография будет темной – недоэкспонированной, если – слишком много, то светлой, засвеченной или, как ещё говорят, переэкспонированной. Поэтому основной задачем экспозиции является контроль диапозона яркости снимка.
Экспозиция – это трехсоставной параметр, потому что именно от трех аспектов зависит правильная экспозиция: диафрагма, выдержка и чувствительность сенсора камеры (ISO). Каждый из параметров влияет на экспозицию по-разному: диафрагма управляет площадью, через которую свет попадает в камеру; выдержка управляет длительностью экспозиции; число ISO управляет чувствительностью сенсора камеры к количеству света.
Регулируя эти параметры можно выставить правильное значение экспозиции. Современные камеры имеют множество режимов съемки от полностью автоматических, когда камера сама подбирает все три параметра, до ручных настроек, когда фотограф устанавливает параметры самостоятельно. Есть частично автоматические режимы, в которых достаточно указать один из параметров, например, значение диафрагмы или выдержку, а остальные параметры камера установит сама.
Наиболее часто используемый режим съемки в макрофоторафии – это режим приоритета диафрагмы. В этом режиме фотограф устанавливает нужное значение диафрагмы, а камера подбирает длительность выдержки при заданном ISO.
В современных камерах применяется три вида замера экспозиции.
- точечный замер измеряет освещенность на небольшом участке кадра и исходя из этого установить требуемую экспозицию.
- центрально-взвешенный замер, при котором предполагается, что наиболее важным является центральная часть кадра, которой отдается приоритет, а края кадра имеют меньшее значение.
- многозонный ( матричный замер), при котором фотоэлемент разбит на несколько зон и на основе получаемых с этих зон данных камера рассчитывает оптимальную экспозицию.
Чем больше разброс яркостей в снимаемом сюжете, тем сложнее установить правильную экспозицию. При автоматическом экспозамере снимки иногда получаются или местами пересвеченные или, наоборот, с провальными тенями. Исправить ситуацию можно, применяя коррекцию экспозиции.
|