Текущее время: Вс июн 16, 2024 10:06 am

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 122 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт мар 15, 2013 7:06 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 05, 2005 3:12 am
Сообщения: 11334
Откуда: Санкт-Петербург
Анатолий Михальцов писал(а):
Дмитрий, наверное стоит упомянуть, что цвета, входящие в 1-й порядок следующие: серый, белый, жёлтый, красный, фиолетовый. Цвета, входящие во 2-й порядок и каждый последующий порядок: синий, зелёный, жёлтый, красный, фиолетовый. То есть, граница проходит по фиолетовому цвету.
Тут маленькое уточнение стоит сделать: во 2-м порядке зелёного нет: он настолько слабо проявлен, что лучше о нём даже не упоминать при общем описании.

Это была классическая ошибка в старых таблицах Мишель-Леви: их рисовали акварельными красками художники по описаниям, а те находились в полной уверенности, что на переходе от голубого к жёлтому м.б. только зелёный (да так и выходило при смешении красок) - и изображали очень выраженную зелёную полосу во 2-м порядке. А на самом деле и сложение цветов аддитивное (посему рисовать надо очень аккуратно, лишь узкими полосами - что сложно), и цвета там из голубого в жёлтый переходят через настолько слабо насыщенную область (почти через ахроматическую точку), что её надо считать серым цветом:
Изображение
Позднее эту ошибку исправили во многих изданиях (скажем, лишь в пятом издании Г.Розенбуша и Е.А.Вулфинга "Mikroskopische Physiographie" 1924 года), но до сих пор она периодически "выплывает".

И, конечно, в 3-м порядке набор уже иной: там жёлтых почти нет (почти только для ламп накаливания с низкой цветовой температурой заметны), вместо них преобладают зелёные тона, а в последующих порядках для белого света идёт быстрая деградация до чередования зелёных и розовых полос.

Вот, когда-то рассчитал и нарисовал пару компьютерных ("полу-векторных") вариантов таблички Мишель-Леви, чтобы отвратительными бумажными не пользоваться, может кому ещё пригодятся :) :
Вложение:
MLCChart.zip


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт мар 15, 2013 11:16 pm 
Не в сети
Член Макроклуба

Зарегистрирован: Вс май 20, 2012 10:01 pm
Сообщения: 1234
Откуда: Крым
Анатолий Михальцов писал(а):
RAV писал(а):
Помню такое, но на диске ведь нет пленок.


Тема то об интерференции белого света. :)

Ну тогда покрытие объективов :D


Вы не могли бы рассказать про метод светлого и темного поля, для чайников? Реально их использовать не в микроскопии?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 12:44 am 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 05, 2005 3:12 am
Сообщения: 11334
Откуда: Санкт-Петербург
RAV писал(а):
Вы не могли бы рассказать про метод светлого и темного поля, для чайников? Реально их использовать не в микроскопии?
Тот способ, которым сейчас снимаем эти радужные плёнки, можно с небольшой натяжкой назвать "методом тёмного поля в отражённом свете". Если исключить то, что относится к непосредственно микроскопии, то эти два метода (для отражённого света) можно описать такими двумя упрощёнными схемками:
Вложение:
DF_LF.png

В общем, метод светлого поля в отражённом свете в самой микроскопии нужен для того, чтобы объект освещался строго фронтально (из самого объектива микроскопа), а любое косое освещение полностью исключалось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 12:57 am 
Не в сети
Член Макроклуба

Зарегистрирован: Вс май 20, 2012 10:01 pm
Сообщения: 1234
Откуда: Крым
Dima DD писал(а):
RAV писал(а):
Вы не могли бы рассказать про метод светлого и темного поля, для чайников? Реально их использовать не в микроскопии?
Тот способ, которым сейчас снимаем эти радужные плёнки, можно с небольшой натяжкой назвать "методом тёмного поля в отражённом свете". Если исключить то, что относится к непосредственно микроскопии, то эти два метода (для отражённого света) можно описать такими двумя упрощёнными схемками:
Вложение:
DF_LF.png


Темное поле получается просто равномерное освещение 2 источниками? Или есть особенности?

Зачем в светлом поле зеркало? Почему не кольцевой осветитель?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 1:00 am 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 05, 2005 3:12 am
Сообщения: 11334
Откуда: Санкт-Петербург
RAV писал(а):
Светлое поле получается просто равномерное освещение 2 источниками? Или есть особенности?
По этой схеме, светлое поле - освещение одним источником, находящимся прямо перед объективом, но не загораживающим его поля зрения. Кольцевой осветитель не пойдёт, так как он всегда даёт косое освещение, а требуется, чтобы лучи шли только строго вдоль оси объектива.
А вот как раз тёмное поле будет более адекватным, если использовать кольцевой осветитель, расположенный вокруг объектива.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 1:14 am 
Не в сети
Член Макроклуба

Зарегистрирован: Вс май 20, 2012 10:01 pm
Сообщения: 1234
Откуда: Крым
Dima DD писал(а):
RAV писал(а):
Светлое поле получается просто равномерное освещение 2 источниками? Или есть особенности?
По этой схеме, светлое поле - освещение одним источником, находящимся прямо перед объективом, но не загораживающим его поля зрения. Кольцевой осветитель не пойдёт, так как он всегда даёт косое освещение, а требуется, чтобы лучи шли только строго вдоль оси объектива.
А вот как раз тёмное поле будет более адекватным, если использовать кольцевой осветитель, расположенный вокруг объектива.


Сложно. Попробую осмыслить. Сегодня пробовал снимать с энергосберегающий лампой с плафоном (настольная). Неудобно - но могу полностью осветить пленку. Освещается только кусочек. По цветам не ясно. Завтра постараюсь выложить примеры с лампой и вспышкой. Мне показалось, что со вспышкой у меня чередующихся цветных рядов 5 ил 6 получилось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 1:50 am 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 05, 2005 3:12 am
Сообщения: 11334
Откуда: Санкт-Петербург
RAV писал(а):
Сегодня пробовал снимать с энергосберегающий лампой с плафоном (настольная). Неудобно - но могу полностью осветить пленку. Освещается только кусочек.
Угу. Я без плафона освещаю, подвешиваю патрон с голой лампой на проводе с вилкой.

RAV писал(а):
По цветам не ясно. Завтра постараюсь выложить примеры с лампой и вспышкой. Мне показалось, что со вспышкой у меня чередующихся цветных рядов 5 ил 6 получилось.
Должно быть более-менее хорошо заметно около 9-10 порядков-полос со вспышкой, с "энергосберегайкой" неск. десятков по кр. мере.

Но, как уже писал, при большой толщине плёнки и вариации этой толщины очень велики, а крутые "холмы и впадины" приводят к тому, что полоски становятся очень тонкими и сливаются - сначала в муар, потом совсем не видны. Полоски - это как-бы горизонтали на карте, отмечающие уровни одной толщины.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 4:56 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 05, 2005 3:12 am
Сообщения: 11334
Откуда: Санкт-Петербург
Про эфирные масла
Похоже, что и впрямь нормально получается снимать только лёгкие эфирные масла, с большими содержаниями высоко-летучих веществ. Вот маленькая табличка для очень небольшого набора масел, примерно отсортированная по плотности:

Эфирное масло			Плотность, г/см3	Точка кипения, °C
------------- ---------------- -----------------
Роза иранская 0.82-0.85
Апельсин 0.842-0.846 176
Грейпфрут 0.841-0.854 171
Мандарин 0.846-0.853 178
Роза болгарская 0.848-0.868
Лимон 0.849-0.865 176
Лиственица 0.86 160
Можжевельник обыкновенный 0.854-0.879 131-172
Эвкалипт лимонный 0.858-0.877 200
Кориандр 0.863-0.873 193
Сосна 0.865-0.872 200-220
Пихта серебристая 0.867-0.880 150-170
Кипарис 0.868-0.884
Лаванда 0.876-0.892 204
Чайное дерево 0.895-0.905 165
Мята 0.896-0.908 209
Пихта сибирская 0.899-0.918 132
Кардамон 0.917-0.947 188
Можжевельник (кедр) виргинский 0.947-0.964 267-279
Душица 0.93-0.98 239
Анис 0.98-0.99 232

На самом деле, все значения весьма приблизительны, т.к. эфирные масла весьма индивидуальны: их состав и свойства ещё зависят от:
- технологических условий получения (т.е. от фирмы-производителя)
- части растения, из которой получено масло
- климата и конкретной местности, где собрано сырьё
- сезона сбора сырья
- погодных условий, в т.ч. был ли сезон сухим или дождливым
и т.д. и т.п...
То-есть, ситуация аналогична производству вина и прочих напитков.

Хотя зависимости должны быть более сложными, но есть явная тенденция к тому, что нормально поснимать радуги выходит только для верхней половины этого списка, с самыми лёгкими маслами (тех растений, которые особенно известны своими "бурными" эфирно-масличными свойствами). Скажем, у меня хорошо получается ещё с сосновым маслом, но с чайным деревом и сибирской пихтой уже не получается. Весь этот список я не пробовал, конечно...

А сложность ещё заключается в физике процесса. Я пока что представляю её такой, весьма упрощённо: когда капля падает на поверхность воды и растекается (если масло достаточно подвижно), из него начинают бурно испаряться самые лёгкие* фракции (видно, что поверхность капли просто "ходит ходуном"). Чем выше температуры воды - тем более тяжёлые фракции улетучатся. В итоге на поверхности воды остаётся лишь тонкая плёнка, состоящая из наиболее тяжёлых фракций и дающая интерференционные картины, она уже весьма стабильна.

*Тут корректнее было бы заменить "лёгкие/тяжёлые" на "высоко-летучие/низко-летучие", т.к. это не одно и то же. Это видно по сравнению плотностей и точек кипения: они не вполне отвечают друг другу. Хотя эти два свойства и коррелируют между собой.

P.S. Пока что лимонное масло выбивается: судя по опытам RAV, с ним пофотографировать не получается. Надо будет перепроверить...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 5:16 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 09, 2005 9:54 pm
Сообщения: 487
Откуда: Москва
А я тут попробовал вовсе не летучее масло, которое было на кухне в бутылке - горчичное масло. Пленка вполне себе получилась :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 6:28 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср июл 22, 2009 10:42 pm
Сообщения: 4870
Откуда: г. Пятигорск
Ну и тема, трудно удержаться чтобы не попробывать.
Натягивал пузырь мыльного раствора на проволочное кольцо:
Вложение:
_MG_9045.jpg


Кроп некоторых участков:
Вложение:
_MG_9050.jpg

Вложение:
_MG_9057.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 7:00 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 07, 2008 11:27 am
Сообщения: 14879
А мне с горчичкой понравилась фотография, правда посветлее бы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 8:50 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 09, 2005 9:54 pm
Сообщения: 487
Откуда: Москва
Тайга писал(а):
А мне с горчичкой понравилась фотография, правда посветлее бы.

Спасибо, не равномерное освещение там - слишком лампа маленькая.
Вот еще один "блинчик с горчичкой"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 8:58 pm 
Не в сети
Член Макроклуба
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 10, 2012 7:44 pm
Сообщения: 1358
Откуда: Омск
RAV писал(а):
Вы не могли бы рассказать про метод светлого и темного поля, для чайников? Реально их использовать не в микроскопии?


Метод светлого и тёмного поля - это методы, относящиеся к микроскопии. Оба метода применимы как в проходящем свете, так и в отражённом. Если будет необходимость, то могу более подробно описать эти методы. А пока кратко: светлое поле - на светлом фоне более тёмное изображение объекта; тёмное поле - на тёмном фоне (практически чёрном) наблюдаем более светлое изображение или яркий контур объекта.

Далее. Первая схема, которую Дмитрий обозначил как "аналог метода тёмного поля в отражённом свете", если применить к микроскопии, то это относится к методу падающего света.
Очень часто падающий свет некорректно называют отражённым светом.

Суть метода отражённого света заключается в следующем: свет от источника проходит через линзы коллектора, попадает на полупрозрачное зеркало с отражательной стороны, затем через объектив попадает на объект. Затем свет отражается от объекта, попадает через объектив на полупрозрачное зеркало, обладающее пропускной способностью и проходит через него. То есть, объектив ещё выполняет работу конденсора. В отражённом свете ход лучей параллельный!

В падающем свете лучи попадают под углом на объект, отражаются и часть попадает в объектив. Вот как раз стереомикроскопы относятся к микроскопам падающего света.

Чтобы в отражённом свете создать упрощённое тёмное поле, необходимо, чтобы свет проходил через кольцевую диафрагму с диском чёрного цвета, диаметр которого должен перекрывать выходной зрачок объектива. Чтобы получить качественное тёмное поле, надо иметь объектив тёмного поля, у которого есть специально рассчитанное эпизеркало или специальный конденсор тёмного поля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб мар 16, 2013 11:46 pm 
Не в сети
Член Макроклуба

Зарегистрирован: Вс май 20, 2012 10:01 pm
Сообщения: 1234
Откуда: Крым
Dima DD писал(а):
Про эфирные масла

P.S. Пока что лимонное масло выбивается: судя по опытам RAV, с ним пофотографировать не получается. Надо будет перепроверить...


Похоже, что мои опыты можно не учитывать. Вот сосна сибирская, масло свежее. В горячей воде. Что-то я видно не догоняю.
Вложение:
Сосновое масло.JPG


П.С. Интересная установка для ловли капель.
Вложение:
6655795669_2ef624cf4b_b-600x899.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс мар 17, 2013 12:01 am 
Не в сети
Член Макроклуба

Зарегистрирован: Вс май 20, 2012 10:01 pm
Сообщения: 1234
Откуда: Крым
Dima DD писал(а):
RAV писал(а):
Сегодня пробовал снимать с энергосберегающий лампой с плафоном (настольная). Неудобно - но могу полностью осветить пленку. Освещается только кусочек.
Угу. Я без плафона освещаю, подвешиваю патрон с голой лампой на проводе с вилкой.

RAV писал(а):
По цветам не ясно. Завтра постараюсь выложить примеры с лампой и вспышкой. Мне показалось, что со вспышкой у меня чередующихся цветных рядов 5 ил 6 получилось.
Должно быть более-менее хорошо заметно около 9-10 порядков-полос со вспышкой, с "энергосберегайкой" неск. десятков по кр. мере.

Но, как уже писал, при большой толщине плёнки и вариации этой толщины очень велики, а крутые "холмы и впадины" приводят к тому, что полоски становятся очень тонкими и сливаются - сначала в муар, потом совсем не видны. Полоски - это как-бы горизонтали на карте, отмечающие уровни одной толщины.


Вот что у меня получилось. Фото или полноразмер или небольшой кроп. Без уменьшения. Из обработки только контраст и насыщенность.
Это со вспышкой:
Вложение:
вспышка.JPG

Вложение:
вспышка 2.JPG

Вложение:
вспышка 5.JPG


Это с лампой:
Вложение:
Лампа.JPG

Вложение:
лампа 2.JPG

Вложение:
лампа 3.JPG

Вложение:
лампа 4.JPG



А это пара кропов для красоты:
Вложение:
впышка 3.JPG

Вложение:
вспышка 4.JPG

Вложение:
вспышка 6.JPG


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 122 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Купить Бокалы Zwiesel Glas - официальный магазин.