За ладьянами, или встреча на Суботхане

Пришло время цветения ладьянов, а с ним и моё твёрдое решение осуществить давнюю мечту. Из Крыма поступила информация, что пора. Я оперативно собрался, вырядился в камуфляж и с двумя рюкзачищами завалился в купе поезда. Учитывая политическую ситуацию, камуфляж – не самый правильный выбор, но не одевать же в горы костюм. После появления новой границы в Крыму я уже был, и поэтому не стал особо заморачиваться на счёт одежды, так как больших опасений не было. Мой внешний вид привёл в недоумение пограничников, причём так, что один проверяющий зачем-то позвал троих своих коллег. Пожелали увидеть всё содержимое рюкзаков, на что я раззадорил команду ещё сильнее, поведав им, что в рюкзаке есть предмет, гипотетически похожий на пулемёт, но это…  фотоштатив. Больше приключений до Перевального не было, они поджидали меня на месте.
Есть в Крыму один человек, страстный искатель, знаток и фотограф растений, зовут его Сергей. Как он сказал про себя: «У меня диагноз совсем тяжёлый! Вот тебе нужно только 65 видов орхидей, мне же вся крымская флора. А их больше 2500 видов будет!»
Запланировали совместную ночёвку на яйле, из-за чего пришлось тащить груз, который я обычно не беру: спальный мешок, коврик, кружку, какую-то еду… В итоге к 13 кг фотооборудования добавилось ещё столько же всякого барахла. Но эти вещи не помещаются в фоторюкзак, и поэтому вешаю на себя два рюкзака: один на спину с пожитками, другой на грудь с фото.

В 6 часов утра покидаю базу и по Чалбашской тропе как улитка ползу вверх на яйлу. Сергей утром выезжает из Севастополя, и где-то наверху мы должны будем встретиться. Это «где-то» называется речка Суботхан, где я никогда ещё не был. Воображение рисует такую себе речушку, по руслу которой мне нужно будет продвигаться к верховью, где у Оленьего родника пересекутся наши с Сергеем пути. Но в жизни часто бывает не так, как хочется, и на сей раз потому, что я не взял с собой карту. В 9 утра, навьюченного двумя рюкзаками и с мокрой спиной ноги выносят меня на Долгоруковскую яйлу.

Внизу за стеной дремучего леса прячется Перевальное, вдали в дымке спит Чатыр-Даг.

Сергей почему-то вне зоны телефонной досягаемости и я, немного переведя дух, отправляюсь дальше по яйле на поиски неведомого доселе Суботхана.

Вскоре связь вообще пропадает и мне остаётся надеяться лишь на собственные силы и какое-то чудо. С последним в этот день не сложилось, а подуставшее тело даёт о себе знать уже часам к 15. Не найдя никакой речки, дважды порывался уходить, но, доходя до Букового кордона, возвращаюсь снова, спросив о направлении у туристов  и лесника. Звал Серёгу громогласными воплями, он делал то же самое, но, по-видимому, мы с ним кричали в разных местах и в разное время. Как потом выяснилось, я был в каких-то двухстах метрах от цели, но тайны Суботхана в тот день мне не открылись. Под вечер принимаю окончательное решение идти вниз, потому как палатка у Сергея и ночевать здесь совсем не получится. Где-то внизу на подходах к Перевальному появилась связь, и прилетели смски с предложением возвращаться и указанием направления движения. К тому моменту я еле переставлял ноги, а про второе восхождение не могло быть и речи. Пришёл на базу, упал без сил и утром, отдохнувши, уже «налегке» с одним рюкзаком, как алень побежал опять наверх  Радостная встреча с Серёгой состоялась на Тырке-яйле, там телефон работает.

В тот день я был вознаграждён четырьмя новыми для меня видами орхидных! А потом мы присели у Оленьего родника попить чаю. Сергей вскипятил воды на своей почти невесомой чудо-печке, сотворённой из жестяной кружки, и снабжённой для поддува работающим от батареек компьютерным вентилятором. Достаточно немного тонких веточек и пяти минут времени, чтобы литр воды стал кипятком!

Сергей со своей печкой

Мы пили горячий необычайно вкусный чай из трав, собранных тут же. По телу разливалось приятное тепло, а душе в груди было тесно! Наверное потому, что, не смотря на приложенные колоссальные усилия, мы-таки встретились. Или потому, что однажды заболев Крымом, возвращаешься сюда вновь и вновь! И ты весь пропахиваешься совершенно невероятной смесью всяких разных трав, основа которых чабрецы.

И пахнет всё: земля, камни, ботинки, рюкзак и ты дышишь этим густым фантастическим горько-пьянящим настоем, который можно есть с хлебом.

Или может потому, что желания сбываются, и список открытий существенно пополнился. Или потому, что мог взлететь, когда стоял на высокой горе и видел всю Долгоруковскую яйлу как на ладошке…

– «Представляешь, Серёга, вот я уже четыре года кряду по три раза на сезон приезжаю в Крым и совсем ещё не купался в море как нормальные люди. Вместо этого с приросшим к спине рюкзаком, а к руке штативом всё носит меня где-то по лесам, по горам, по каким-то непролазным буреломам, полным клещей. И вот сейчас стою счастливый на коленях перед этим крохотным, с трудом даже глазу заметным ладьянчиком! И, поди ж ты – орхидея, ни дать, ни взять! А я же вижу её впервые в жизни! Вполне могла ведь и не появиться здесь. Они, ладьяны, если что не так, сидят годами коралловым корневищем под землёй и не собираются даже на солнце поглядеть. А тут такой подарок! И ничего, что мы опоздали, почти все отцвелись уже, но, всё-таки, парочку с цветами нашли!.. И вот я ехал из Киева с тяжёлыми рюкзачищами чтобы эту кроху фотографировать?! Вчера с двадцатью пятью кг на позвоночнике выперся на яйлу и пролазил без передыху 16 часов, а сегодня готов воспарить! И кто же меня после этого назовёт нормальным?!..»

А Сергей слушал и искренне так, по-доброму смеялся, потому что правильно понимает положение дел, потому что сам такой же бродяга, как и я. Сложно описать ощущение счастья, оно гораздо обширнее.
   Солнце неумолимо клонилось к закату, в запасе оставался ещё один день жизни на прекрасной крымской земле. Было бы логично заночевать здесь в палатке, сэкономить времени и сил, а на рассвете с камерой в поля. Но все пожитки для ночёвки теперь остались на базе и я понёсся в третий раз вниз… чтобы завтра чуть заря примчаться сюда вновь!
Последний день начался ещё раньше. Выходил затемно, в 4.30, уверенно петляя лабиринтами лесных тропинок, осторожно по-кошачьи ступая на землю, нащупывая ботинками камни в темноте, чтобы не подвернуть ноги. К 7 часам в свежем утреннем воздухе появилась нотка букового дыма – я был на подступах к Оленьему роднику. Сергей уже запёк вкуснейшей картошки в фольге и запустил свою чудо-печку. Мы пили замечательный чай, прощаясь друг с другом. Дальше наши дороги расходились, и от этого было немного грустно.
Но в следующем году я обязательно приеду навестить тебя, Крым! И мы с Сергеем опять куда-нибудь завеемся! Я ещё потаскаю рюкзаки по твоим дорогам и стопчу не одну пару ботинок о твои камни! А ты в который раз испытаешь меня на прочность, хотя уже знаешь, что я не сдаюсь! И за это ты приоткроешь мне завесу своих тайн, их ведь у тебя так много!