Информация эта предназначена для начинающих макрушников, к коим себя отношу.
Периодически вижу темы, где неофиты задаются вопросом по выбору объектива, света и прочих нужных штучек. Как правило, они получают совет купить 150 Сигму, пару-тройку дорогущих фирменных вспышек, прикрепить это дело на развесистую «люстру».
Многие так и делают. Вложив кучу денег в пластмассу и железо и не получив хорошего результата они недоумевают и даже расстраиваются. Особенно посмотрев работы волшебницы-Тайги, которая, как известно, прекрасно обходится без всего этого добра.
Зачем тратить много, если только начинаешь? Вдруг надоест или ещё что?
Результаты своих раздумий и хочу предложить.
1.Аппарат. Учитывая, что не макро единым жив человек, выбор может быть любым.
Мне достался 6Мп Pentax DL. Маловато…Купила б\у 10Мп Pentax K-M. 10.000 руб.
Пробег 2800, считай новый. Есть такая порода людей - технофетишисты. Главная их цель-иметь самую новую технику, снимать они не всегда даже умеют. Очень их люблю, стараюсь кормиться с их рук. Очень благоприятно для бюджета.
2.Объектив.
Начинала с Sigma EX 50\2.8. Хорошая резкость - единственный плюс. В минусе - сильная желтизна, хоботная система и малое расстояние до цели (порядка 4,5 см при 1:1). Поняла, что автофокус совсем не нужен, особенно при «отвёрточной» системе.
Исходя из принципа разумной экономии, остановилась на старой мануальной оптике.
Конкретно на Rikenon P 105\2.8. Этот объектив хорошо известен под именем Vivitar S1.
Когда-то японская фирма «KINO» выпустила удачный прототип и он продавался под разными торговыми марками. Мне достался абсолютно новый, в роскошном футляре.
С немецкого аукциона. 9000 руб., включая доставку. Маленький казус состоял в том, что это был объектив для аппарата «RIKOH», который использует тоже К-байонет, но с м-а-а-ленькой оговоркой. Подпружиненый информационный контакт стоит аккурат напротив привода «отвёртки» на байонете. Если этот объектив поставить на Пентакс, то происходит механическое заклинивание и аппарат превращается в однообъективный. Навсегда. Только случайно я этого не сделала. Прочитала Пента-форум, там таких жутких историй достаточно. Контактик удалила, всё теперь хорошо.
Штука брутальная, железо и стекло, хобот ( ну и фиг с ним). Мягчайший ход, мелкая резьба, встроенная бленда.
Всё прикручено-завинчено насмерть, люфтов нет. Никакой желтизны, цвета натуральные, резкий. Я довольна.
3.Свет.
Съёмка без вспышки не для меня, поэтому пришлось задуматься.
Из практики предыдущих съёмок я пришла к простому решению. Все снимки были сделаны мной в диапазоне масштабов 1:2 – 1:1,2. Освещение практически всегда одинаковое: либо рассеянный свет, либо загораживание объекта от солнца, что почти одно и то же. Значит на объект попадает всегда практически одинаковое количество света и достаточно фиксированного источника дополнительного света. Для этого вполне подойдут дешёвые вспышки с центральным контактом. Где у нас самые дешёвые вспышки? Правильно. С доставкой из Поднебесной они обошлись мне в 12 долларов за штуку. Питание от двух батареек, мощность небольшая, как раз для моих целей.
Здесь ещё сработало внутреннее противоречие. Ну не могу я себе объяснить, почему фирменная вспышка стоит 500 долларов. Вспышки сторонних производителей не всегда работают корректно, да и тоже стоят прилично. Да и не нужна мне эта излишняя мощность и автоматика, живущая своей жизнью.
Осталось собрать синхронизатор и установить всё это дело каким-то образом.
3.Синхронизатор.
Здесь всё просто, схемы известные.
В ящике стола был найден сломанный пульт от автосигнализации и пятка от советской вспышки. Там же, среди радиобарахла найдена оптопара и гнёзда от наушников со сломанных плееров.
Батарейка в пульте даже оказалась рабочей, полчаса на изготовление платы и пайку.
Сын Поднебесной слукавил, когда писал, что вспышки низковольтные. На контактах 70 вольт. Ставим тиристорный ключ во вспышку , чтобы не сжечь оптрон. Вуаля!
По проводам высокое не идёт, всё безопасно. Провода припаяны в схему, всё залито термоклеем, провод зафиксирован жёстко.
Удаляем так же центральный контакт на вспышке, подпиливаем пятку.
Это для того, чтобы влезть в профиль, из которого сделана конструкция.
Зажим фиксирует хорошо.
На верхнюю часть приклеена «липучка». Ответная часть на креплении рассеивателя.
4. Излучатели.
Два контейнера для микроволновки. Легкие, из вязкой пластмассы, хорошо обрабатываются. Обклеены изнутри фольгой, Рассеиватель-обёрточный материал.
Система не имеет степеней свободы. Они не нужны. Съемка идет в диапазоне 1:2 – 1:1,2. Форма излучателя равномерно покрывает этот диапазон. Корректировка осуществляется диафрагмой и выдержкой. 1\180-1\125 , f11-16. При некотором опыте это не составляет труда.
5. Рога.
Рога из профилированного дюраля. Крепятся на дюралевое основание. По высоте отрегулированы по центру объектива. Это даёт равномерное освещение букашки и сверху и снизу.
К аппарату основание крепится винтом, рога фиксируют объектив, исключая рысканье по горизонтали. Чтобы не царапать чернение, рога обклеены скотчем.
приделана деревяшка, улучшающая хват.
6. Экран и наглазник.
Фокусировочный экран выпилен из старого, от плёночной модели МХ. Представляет из себя матовое поле без маркеров вообще. Матирование грубое, хорошо видна ГРИП.
Очень удобно фокусироваться в ручном режиме.
Увеличитель-наглазник нужная штука. Купила б\у за 250 руб.
Всё делалось, как опытный экземпляр, учитывая грядущие доделки. Система заработала сразу и хорошо. Вылизывать и прихорашивать не стала. Лучшее-враг хорошего.
Итого: 10000+9000+750+250= 20.000 руб за всю систему. Недорого. Снимки в галерее.
Безусловно, система заточена под полностью ручную съёмку. В 21 веке это кажется странным, но зато даёт стабильный и предсказуемый результат.
Критиковать и обсуждать смысла нет, ничего переделывать не буду. Это просто материал для раздумий тому, кто не хочет платить много, но хочет иметь всё сразу.
Мерси за внимание.