Tukki писал(а):
На Днях Фотоанималистики состоялось выстпуление Игоря Шпиленка о морали и этике в фотоанималистике. В частности, он предложил три "заповеди", которыми следует руководствоваться фотографам.
Только все-таки "предложил" громко сказано (хотя очень хорошо, что сказано). Игорь озвучил то, что является незыблемыми правилами "этики фотографии природы" В ILCP (International League Conservation Photography), членом которой он является, что повторено в десятках правил западных союзов nature photographers, о чем знают все редакции крупнейших журналов Wildlife Photography, а если говорить об этики вообще, то чему учат дома, в школе, и т.д. И вообщем-то у нас этому тоже учили (в той же науке - за искажение и фальсификацию фактов человека выпровождали из научного коллектива, даже если он потенциальный гений, потому что на карту поставлено все, - иначе естественным наукам просто конец). И то что у нас стало почти что нормой (но именно в последние 6-7 лет), случается и там, но гораздо реже. Потому что там нет кастовости, нет такой категории людей, которая бы считала (в силу какого-то особого своего привигированного положения), что ей все дозволено. Ведь можно провозглашать принципы сколько-угодно, и на бумаге их написать, и на углу каждого здания, однако их выполенение остается делом совести, во-первых, а во-вторых должны быть социальные "механизмы"-воздействия, не поддерживающие неэтичные действия и наказывающие за них (реакция ведущих журналов, конкурсов и т.д.). У нас есть такие механизмы? Есть какие-то отзвуки реакции сообщества? Как сказал Д.Константинов (пост на его блоге), - никаких (полное молчание), и это даже не симтоматично. Это диагноз.
Касательно того, какие принципы отношений должны быть в треугольнике "автор-читатель-редактор\издатель" могу привести пассаж из письма директора WWE Флориана Мёллерса (и с этим трудно не согласиться), объясняющего решение директоров WWE :
"For (most of) us professional nature photographers and for the editors of magazines like National Geographic it is of course very important that the readers can trust our photos and that they were taken under ethically correct circumstances and preferably with wild animals - and if that's not the case that the readers are informed about that. Especially with nature images there has always been something like a mutual agreement between the photographer, the publisher and the viewer that they could all rely on authenticity and trust each other. Big parts of this mutual understanding
have been lost in the past ten fifteen years with more and more photos that are taken in enclosures, but not disclosed as such, or under unethical circumstances and - of course - also because of the possibilities with digital darkroom work and easy manipulation of images. We are sensitive about that and we as Wild Wonders of Europe want to try to save that little bit of authenticity that is still there."
Случайно упоминается именно National Geographic, в русской версии которого (в марте) вышел очередной вариант съемки "диких русских волков" (по сути те же фотографии, что были на блоге WWE и что в январском номере BBC WILDLIFE MMAGAZINE), но с иным текстовым сопровождением - кардинально иным. Хорошо бы и наши журналы умели бы признавать свои ошибки (как и люди, конечно - но это зависит от честной реакции сообщества) и вообще имели бы понятие о принципах взаимоотношений между автором, издателем и читателями, которые собственно и поддерживают существование журналов (без них и рекламы в журнале не будет) и имеют полное право рассчитывать, чтобы им предлагали доброкачественный товар во всех отношениях.