Я наконец-то довёл до рабочего состояния макровспышку, идею которой вынашивал очень давно, а практическим осуществлением занимался хоть и урывками, когда находилось время, но уже почти год.
Собственно идея возникла из ностальгии по Луч-70, которой я пользовался ещё в эпоху Зенитов. Напомню, что у этой вспышки все тяжёлые части (батарея Молния на 300 вольт и конденсаторы размером с гранату) находились в сумке, которую по замыслу создателей полагалось носить на плече, но я трансформировал её в рюкзачок. Зато осветители были лёгкими и относительно компактными, и соединялись с сумкой проводами. Эти осветители я крепил к макромеху при помощи нехитрых приспособ, позволяющих оперативно регулировать их расположение относительно снимаемой сцены.
Так уж получилось, что после Зенитов я перешёл на Пентакс из-за совместимости последнего с зенитовской оптикой, и до сих пор не могу слезть с этой системы, в которой, увы, специализированные макровспышки нынче отсутствуют как класс. Есть, конечно, кольцевая, но морально устаревшая, не поддерживающая PTTL–автоматику с замером по предвспышке, а обычный TTL режим отсутствует в современных цифрозеркалках. Да и свет кольцевой вспышки меня не очень устраивает.
В общем, уже лет 10 с гаком, сначала на плёночном Пентаксе, а теперь на цифровом, мне приходилось пользоваться обычными внешними вспышками, которые при всех своих несомненных достоинствах, предоставляли гораздо меньше свободы для манипулирования их размещением, чем осветители Луча, из за своей одномодульной конструкции и, соответственно веса и габаритов. Я пытался сооружать разнообразные кронштейны, но система получалась тяжёлой и недостаточно пластичной. Наиболее удобным был вариант на базе пары младшеньких в линейке Пентакса вспышек AF220T, но и он немножечко умер с переходом на цифру, т.к. эти вспышки поддерживают только простую TTL экспоавтоматику, не имея не только PTTL но и ручной регулировки мощности.
Поскольку эта пара вспышек оказалась фактически не у дел, решено было одну из них (пока одну) пустить на опыты, и попытаться на её основе сделать что-то более функциональное. Сначала я хотел просто оторвать ей голову и получить лёгкий осветитель на проводочке, а создаваемую им освещённость регулировать, меняя его расположение относительно объекта съёмки и используя рассеиватели разной плотности. Затем (спасибо Пентаклубу) узнал, что некогда имела место удачная попытка создать на базе этой вспышки кольцевую, в которой использовались несколько ламп от мыльниц, подключённых параллельно, вместо родной лампы. Тогда я решил, что ничто не мешает мне сделать несколько голов, подобрав лампы таким образом, чтобы мощность импульса делилась между ними в определённом соотношении, например 2:1, для двухголовой конфигурации (как это было у Луча).
Но (аппетит приходит во время еды) захотелось ещё и добавить возможность регулировки мощности импульса. Попытался поискать что-то на эту тему в сети, однако, будучи полным профаном в электронике, не смог разобраться ни в одной из найденных продвинутых схем, а использовать их «как есть» не мог, поскольку они предназначались для мощных студийных монстров, и вряд ли годились для моей макромалышки. Поэтому я решил остановиться на тривиальном варианте, скорее электрическом, чем электронном, базирующемся на наборе конденсаторов разной ёмкости. Эти конденсаторы при помощи тумблеров объединяются в батарею, суммарная ёмкость которой и, соответственно, мощность импульса может изменяться в широких пределах.
Начав эксперименты с такой системой, я довольно быстро обнаружил небольшой подводный камень. Дело в том, что когда при помощи тумблера разряженный конденсатор подсоединяется к батарее заряженных или наоборот, происходит что-то вроде маленького короткого замыкания, в результате которого потроха тумблера привариваются друг к дружке, и он выходит из строя. То есть, соединять можно только конденсаторы находящиеся в одинаковом положении, либо разряженные, либо заряженные.
Вариант – выключать вспышку и принудительно разряжать конденсаторы перед каждой регулировкой мощности – мне как-то сразу не понравился. Тогда, ценой невероятных мозговых усилий, я придумал, что можно использовать диоды (про которые помнил, аж из школьного курса физики, главное - они пропускают ток в одну сторону, но не пускают в другую) для поддержания всего набора конденсаторов, а не только тех, что находятся в составе активной на данный момент батареи, в заряженном состоянии. Как только прошла эйфория от этого открытия, явилось озарение, что изобрёл-то я велосипед, ибо описание такого способа неоднократно встречал в сети, но там использовались всякие слова, типа мостиков и развязок, которые я тогда не понял
. Придумал я и ещё один, скорее всего, велосипед – если использовать трёхпозиционные тумблеры (on-off-on) можно из одного набора конденсаторов получить 2 не связанные друг с другом рабочие батареи, а значит регулировать мощности импульсов двух подключенных к такому блоку голов по отдельности.
На этом рисунке я попытался изобразить принципиальную схему сделанного мной довеска к исходной вспышке.
Сама вспышка представляется мне чёрным ящиком, в котором, однако, можно без труда обнаружить 5 важных для нас проводков. Два из них (1 и 2 на схеме) ведут к основному конденсатору. Их надо отпаять от конденсатора, пометив или запомнив, какой шёл к плюсу, а какой к минусу. Другие три ведут к лампе. Среди них надо опознать поджигающий провод (№5, обозначенный молнией), кончающийся на ободке или другой металлической штуковане, соприкасающейся с колбой лампы. Два других подходят к концам колбы. Среди них тоже нужно определить плюсовый и минусовый, не забыв пометить плюс и минус на самой лампе – полярность её подключения важна! Эти три провода я не отпаивал, а перерезал, чтобы в дальнейшем, используя лампу в осветительной голове, не припаивать провода непосредственно к лампе (побоялся, что со своими паяльными навыками не смогу это сделать достаточно качественно). При этом обнаружилось, что поджигающий провод не медный, как все остальные, а стальной. Наверное, в этом есть некая сермяжная правда. Если кто-то знает, в чём именно она заключается, пожалуйста, не сочтите за труд, сказать об этом в комментах – очень любопытно понять, насколько важно использовать для поджига именно такой провод, и что будет, если вместо него взять обычный медный. (Off для начинающих - для пайки стального провода требуется специальный флюс, например раствор хлорида цинка).
Да, кстати, считаю своим долгом предупредить всех, кто подобно мне, будучи чайником в электронике, наберётся наглости модифицировать вспышки – будьте очень осторожны! Когда вспышка включена, на упомянутые мной плюсовые и минусовые провода, подаётся весьма серьёзное напряжение, больше 300 вольт! А на поджигающий провод в момент разряда – тысячи вольт! Конденсатор остаётся заряженным довольно длительное время и после выключения вспышки. Прежде чем работать, необходимо разрядить его при помощи мощного резистора или обыкновенной 220-вольтовой лампы накаливания. Я однажды схватился за уже частично разряженный конденсатор небольшой ёмкости, и, тем не менее, остатка заряда мне вполне хватило, чтобы без труда вспомнить и воспроизвести пару популярных в народе мат. выражений
.
Вернёмся к схеме. Основу её составляют 2 тумблерно-конденсаторных блока, позволяющих регулировать мощность импульса ламп, подключенных к трём независимым каналам. Нулевой канал – общий для обоих блоков - является прямым наследником того единственного, что был в исходной вспышке. Он обеспечивает не только разряд подключенных к нему конденсаторов через соответствующую лампу, но и зарядку всех конденсаторов системы. Лампа этого канала подключается туда же, куда была подключена родная лампа вспышки. Подключение конденсатора к этому каналу обеспечивается переводом рычага соответствующего ему тумблера в верхнее положение, при котором средние ноги тумблера соединяются с нижними. При среднем положении рычага - конденсатор не работает, а перевод рычага в нижнее положение обеспечивает его включение в батарею первого или второго канала. Количество пар конденсатор – тумблер в каждом блоке может быть любым. В том варианте, который я собрал, первый блок содержит 12 пар, а второй – 6. Емкость конденсаторов может быть различной, в зависимости от того, в каком диапазоне и насколько плавно мы хотим управлять мощностью. У меня в первом блоке стоит 1 конденсатор на 450 µF (родной), 1 - 220 µF, и по 2 ёмкостью 100, 55, 33, 22 и 10 µF. Второй блок включает 3штуки по 80 µF и по одной 33, 22 и 10 µF.
Есть на схеме и ещё один конденсатор, совсем маленькой ёмкости (1 µF), мощностью импульса которого можно пренебречь, постоянно включённый в нулевой канал. Дело в том, что если схема вспышки «не видит» в родном канале конденсатора, поджигающий импульс не генерируется. То есть, если не поставить такой конденсатор, мы не сможем светить только лампами первого и второго каналов.
Так выглядит «системный блок» моей вспышки в собранном виде. Рядом (для масштаба) лежат топовая Пентаксовская FGZ 540 и близняшка модифицированной - AF220T.
А на этом кадре заснята вся система, с осветителями на гибких шеях, притороченная к камере.
Я пока смог попробовать систему в деле лишь пару раз. Шедевров, увы, не наснимал, но доволен как слон! Не знаю, насколько она окажется надёжной и безопасной, но пользоваться ей очень удобно. Я легко могу держать её в одной руке, головы перемещаются куда угодно, шеи пока держат надёжно (они потолще, чем та которую использовал Дима ДД для фонарика, и усилены сердцевиной из 2 мм трансформаторной проволоки). А центральная миниатюрная голова на самой длинной раздвижной шее – вообще супер: и «поконтражурить» можно, а главное – подсветить удалённый задний план. Большие вспышки лежали в кофре, и желания достать их не возникало.
Конечно, эта вспышка далеко не идеальна. Уже сейчас я вижу пути её усовершенствования, а многое ещё всплывёт в процессе эксплуатации. Многим, наверное, покажется неприемлемым отсутствие автоматических режимов, хотя я и с «большой» вспышкой чаще снимаю в ручном. Вызывает сомнения надёжность поджига, разделённого на три головы, причём довольно удалённые от тела. В общем, к следующему сезону наверняка буду делать исправленный и дополненный вариант. Поэтому очень надеюсь на критику, особенно конструктивную.