Если снимать макропейзаж со стрекозой (фигура стрекозы - небольшая ключевая точка кадра), то нужно обсуждать свет, выбор фона и композицию для макропейзажа. Те же вопросы, что возникали бы, если бы вместо стрекозы была бабочка, наездник или богомол - любое насекомое сопоставимого размера с узнаваемым силуэтом.
Если снимать общий план (портрет) стрекозы, ключевые вопросы - где и когда вы ее сможете найти в спокойном усидчивом состоянии. Разделение на вышеупомянутые три класса (равнокрылые, присадчики, летуны) тут уже очень важно. Равнокрылые в средней полосе довольно мелкие, поэтому снимать их без штатива можно, но только совсем общим планом. Тело у них длинное, головка относительно небольшая, так что для одиночной стрекозы со сложенными крыльями (в отличие от спаренных, образовавших кольцо, или от видов, которые обычно сидят с раскрытыми крыльями) возникает проблема композиции. А штатив - это утренняя съемка, благо равнокрылых много и почти наверняка кого-то обнаружишь. Присадчики крупнее и, случается, длительное время охотятся с одной и той же присады, так что даже днем удается поставить штатив - или можно снимать с рук, с подхода, масштаб съемки позволяет. Но встретить неподвижного симпетрума рано утром, когда он покрыт росой и не может летать - у меня бывает несколько раз за сезон. Обычно они ночуют где-то еще (видимо, в кронах деревьев), а в доступные фотографу места прилетают часа через четыре после рассвета. И им необходимо солнце, в пасмурную погоду их нет. А летуны могут сокращением мышц поднимать температуру тела, поэтому летают и в пасмурную погоду. Но садятся куда-либо очень редко и зачастую слишком высоко. И их мало, так что утренняя встреча с неподвижным коромыслом - большая удача.
На мой взгляд, самый интересный вариант съемки стрекоз - когда стрекоза в кадре что-то делает. Ест, спаривается, откладывает яйца (у некоторых видов при этом самец держит самку, чтобы не утонула, у некоторых такие пары привлекают друг друга и образуют группы, чтобы уменьшить вероятность попасть лягушке на обед). Я очень люблю снимать умывающихся стрекоз - это калейдоскоп поз, некоторые очень эмоциональны. Но это надо снимать крупно (поясной, а то и погрудный портрет) и, желательно, в фас или в три четверти, в профиль эффект гораздо меньше, потому что передние лапки короткие. Ну и, как у всех насекомых с полным превращением, самый магический момент - метаморфоз. Если у вас мелководье с пологим берегом, есть шанс его наблюдать. Только происходит это (по литературным данным - мне пока не повезло) чаще всего до рассвета, так что будут очевидные проблемы с нехваткой света.
|