На выставке …
(Персональная выставка В. Е. Гиппенрейтера)
Сегодня удалось посетить персональную выставку В. Е. Гиппенрейтера. Спасибо Надежде Муравьёвой, а то бы так и остался тёмным невеждой. Экспозиция навеяла противоречивые мысли и в этом известнейший отечественный Мастер совершенно не виноват, скорее наоборот, правильно подвёл к тем размышлением, которые рано или поздно созревают у каждого начинающего фотографа.
В. Е. Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США и т.д. Человек, объехавший всю нашу страну. Снявший извержения камчатских вулканов, долину гейзеров в её первозданном виде. Автор многочисленных альбомов, в том числе известнейшего фотоальбома «Русский лес». Уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы. Про Автора можно много рассказывать, но больше всего расскажут его работы.
К своему глубочайшему невежеству совершенно не знаком с творчеством фотографов «той» великой эпохи – эпохи плёночной фотографии. Времени, когда счётчик кадров был маленький, автофокус – пределом мечтаний, а результат и вместе с тем великая удача/великое разочарование приходили только после проявки плёнки. Оглядываясь на те годы, думаешь, как тяжело приходилось фотографам, когда сюжет, словно песок сквозь пальцы, ускользает, а ещё выстави диафрагму, наведи на резкость и про экспозицию не забудь! Но ведь снимали. Снимали и жаловались только на то, что плёнки маловато было в тот момент. Но годы идут, фототехника вступила в эпоху массовой популяризации. Практически у каждого есть фотоаппарат – у кого-то в телефоне камера, у кого-то цифро-компакт, а кто и зеркальной техникой снимает. Технологии мчатся со скоростью зайца, за которым гналась Алиса в Стране Чудес. «Умный» автофокус, более 40-а точек фокусировки, лайв-вью на 920 тысяч точек и карточки, вмещающие в себя свыше 2000 снимков в RAW-формате. Рассказать это тамошним фотографам, точно не поверили бы. Но по сути-то, ничего не изменилось с тех пор, как был изобретён первый фотоаппарат – всё тот же свет льётся через маленькую дырочку. Также и в художественном плане – линии, ритм, объём, пятна яркости (цветовые пятна).
Думая всё это, смотришь на фотографию 70-ых годов. Словно через дыру в пространстве и времени, видишь то, чего никогда не будет, то, что множество из снятого сейчас, уже было сфотографировано тогда на плёнку «деревянным ящиком». Сделано мастерски, и спустя даже 40 лет завораживает так же, как завораживало зрителей на самой первой выставке.
Что-нибудь изменилось? А как насчёт главного принципа получения «отличной фотографии»? Опять же ничего не поменялось. Не важно деревянный ящик у тебя в руках или самая последняя модель зеркального цифрового аппарата, но без идеи, без кропотливой работы не получится «отличного кадра».
Мой взгляд скользит по фотографии. Церковь в Кижах. Позёмка. В ушах свистит ветер, руки коченеют от холода. Поскорее бы в церковь, отогреться, там тепло, там примут. Верю, так и должно быть!
Не поменялось! Всё, как раньше. Новая техника даёт преимущества. Но основы неизменны. Также надо мёрзнуть от холода, карабкаться практически по отвесным стенам, изнурительно выжидать подходящих условий ради того единственного кадра, который может и не получиться.
Измученные лица. Скорбь. Надежда. Преклонение. Иконы. Дань Автора к адскому труду людей, которые старались вершить добро, посредством иконописи. Для меня – самая сложная часть выставки. К сожалению, могу только оценить вложенный в ту или иную икону труд. То, что видят верующие на иконах для меня, увы, скрыто.
Но нужно идти дальше.
Тёмные осенние тучи закрывают собой солнце. Всё погружается во тьму. Берёзы, которые уже сменили свои летние платья на яркие осенние, танцуют в последних тёплых лучах их любимого светила.
Природа. Мысли бегут как тучи, подгоняемые ураганом. Вот, что меняется! Природа не стоит на месте. Всё время разная, танцующая девушка в ярком национальном платье. Ворох цветных пятен и вдруг, молния – улыбка и опять исчезла в вихре танца. И опять, опять, опять… Фотографируешь её до изнеможения, пальцы немеют, перестают слушаться. Хлопок зеркала – колокол, и чтобы не делал, каждый раз – она другая. Нельзя улучшить результат – это не спорт, можно снять что-то другое. Красивее? Может быть, но другое.
Яркая вспышка. Кипящая лава. Извержение вулкана во всей красе. Маленькие «людишки» на фоне громадного взрыва. Грязевые булькающие лужи, создающие космический рисунок. Необузданная сила природы. Древняя, как сама Земля, вводящая в оцепенение, заставляющая бежать сломя голову прочь. Но если на минутку остановиться, пропустить страх сквозь себя, то он пройдёт, и тогда вся красота первозданной природы-дикарки твоя. И вот в любой грязевой луже кажется космос – пылевые облака, яркие звёздные скопления, завитушки галактик.
Долина гейзеров – уникальное место на Земле, ныне живёт только на фотографиях, в том числе на работах Вадима Гиппенрейтера. Они занимают в его коллекции особое место. Долина изменилась, навсегда скрылась от нас под многотонным слоем камней. Природа меняется, фотография остаётся.
А потом был ещё второй этаж экспозиции. Природа, люди, старые семейные снимки. Какие-то нравились, какие-то вызывали сомнения, некоторые не нравились, но пусть вижу я по-другому, чувствую не так и мыслю иначе. Сегодня я прикоснулся к прекрасному, и что бы вы ни думали, мне было хорошо.