Сразу прошу прощения за то, что думаю по-иному, нежели организаторы выставки.
Увы, хвалебных дифирамбов петь не умею, пишу только о том что думаю, о том, что чувствую.
Воспоминания о …
Выставка «Рождённые летать». Открытие. Впечатления.
Вряд ли эту статью можно назвать репортажем, слишком много утекло времени со времени открытия выставки. Громкие слова сказаны, ленточки перерезаны, голуби запущены. Скорее это воспоминания одного конкретного человека. Тогда он пришёл на выставку и долго с наслаждением таращился на стеклянные террариумы у самого входа на лестничный пролёт. В больших стеклянных домиках копошились гигантские малайские палочники, большие шеститочечные тараканы сновали туда-сюда, будоража своих более мелких братьев, которые при этом с недовольством откапывались из грунта. За стенкой романтично пели сверчки, а громадный олеандровый бражник гипнотизировал «двуногого» своей боевой раскраской. Но вот время пришло, и человек отправился на выставку.
Думаю, для многих выставка «Рождённые летать» началась с объявления на каком-нибудь новостном сайте. В объявлении говорилось о грандиозной выставке: нас отправляли за 360 млн. лет назад в эпоху первых насекомых; приглашали на встречу с птицами и летающими животными. Руки тянулись к телефону или к клавиатуре, и вот уже голос мурлыкал в трубку приглашение, а руки отбивали его дубликат в многочисленных окнах «аськи».
Но для меня, выставка началась гораздо раньше, да, и с объявлениями познакомился потом. Как уже смогли догадаться я и есть тот человек, который поделится с вами небольшой краюшкой своей памяти и маленькой чашечкой своих чувств. Их вкус всколыхнёт в вас неясные образы и перенесёт во 2 февраля 2010 года, и может ещё на чуточку раньше.
Я стою и смотрю на олеандрового бражника. Он заманивает своим рисунком: то корчит мне рожицу, то взгляд следует по сложным линиям на его мощных крыльях. Где-то бубнит телевизор, пробегает ребёнок, я же стою и смотрю. Сердце гулко отбивает удары – тук-тук, тук-тук. Голос справа, словно прорываясь сквозь плотный туман, что-то настойчиво говорит: «Пять минут осталось до открытия, пора идти!» Я вздрагиваю. Оцепенение спадает. «Угу, пора идти», - машинально повторяю и направляюсь к лестнице.
Мы входим на лестничный пролёт, поднимаемся на несколько этажей и уже по шумным голосам понимаем, где будет проходить выставка. Приглашение с меня не спросили, оно так и осталось в кармане брюк аккуратно сложенное пополам. На нём была чайка, летящая сквозь мягкий синий фон и вензелями прописанное название. Радостные лица блуждали по залу, многие собрались в уютные компании и о чём-то увлечённо беседовали. В зале царила атмосфера лёгкого аристократического вечера. На столах стояли бокалы, конфеты разложены по большим тарелкам. Нетерпеливое ожидание открытия.
Я решил не терять времени и отправился осматривать выставку. Она располагалась по периметру большого зала. Фотографии на стенах, чучела и скелетики в больших стеклянных стендах. Началась церемония открытия. Поблагодарили всех присутствующих, поблагодарили всех участников выставки. Что-то начали рассказывать. Информация поплыла сквозь меня, практически не касаясь, т.к. в это время я подошёл к первому стенду наших «макроклубовских» фотографий, миновав стенд с сушёными тропическими жуками и более интересный стенд с насекомыми в янтаре. Кстати, каждый янтарь был снабжён лупой, чтобы можно было рассмотреть всё в мельчайших подробностях. И вот первый наш стенд. Фотографии наклеены на один большой плакат, словно студенческая «стенгазета». Рассматриваю снимки, голоса на заднем фоне затихли, а я отправляюсь в недалёкое прошлое.
Всё для меня началось не с объявлений в Интернете, а с шумихи на форуме. Появилась тема с информацией о выставке. Народ спрашивал технические параметры, готовил свои фотографии. Обсуждал, как растягивать фотографии специальными программами. Была даже создана отдельная галерея для фотографий на выставку. Из этой галереи организаторы отбирали то, что им нравилось. И вот выбор был сделан, фотографии отобраны по своим каким-то внутренним критериям. Печатные образцы отосланы. И всё затихло в ожидании открытия. И вот стою в своей внутренней тишине, смотрю на стенд и не понимаю, зачем все эти разговоры про 300dpi, про какие-то специальные программы по растягиванию изображений, когда о качестве печати говорить не стоит. При этом слева стоит дорогущий стеклянный шкаф, мастерски оформленный под стиль выставки.
Громкие аплодисменты заполнили пространство. Я отвернулся от стенда и подошёл к центру скопления людей. Пора слушать речи. Женщина за микрофоном поздравляла людей, которые откликнулись на зов и прислали свои работы. Администрация для них подготовила памятные подарки. Из наших были только Павел Корзунович да Валерий Николаев. Павел согласился передать подарки для остальных участников нашего макро-уголка. Потом вышел мужчина и стал рассказывать о почтовых голубях. Их долгую историю и курьезные случаи. Народ стоял, внимательно слушал. Иногда мимо меня пумой проносилась девушка с большой камерой. Грациозно, сделав пару кадров, она растворялась бесследно в толпе, оживляя молниеносными красками тягучую действительность. Я тоже не стоял на месте. Менял точку съёмки, снимал разных людей, части стендов и т.д. Когда речь любителя почтовых голубей подошла к концу, он уступил своё место другому мужчине, который специализировался на соколиной охоте. В свою очередь, товарищ поведал небольшую историю этого интересного действа, показал охотничью птицу, пожаловался на плохое распространение «соколиной охоты» в России. Третий выступающий представлял фирму, занимающуюся разведением бабочек. Он рассказал о тяжёлых буднях, о неимоверных условиях содержания тропических нимф, и других непомерных сложностях, встающих на его нелёгком пути.
Но вот все речи были произнесены, и настал момент финального аккорда церемонии открытия выставки. На балконе, прямо над залом, собрались дети и запустили в воздух, собранных своими руками, бумажных птиц. Прозвучали аплодисменты, всех ещё раз поблагодарили за присутствие и участие. Выставка официально открылась, и мы пошли ещё раз осматривать экспозицию, так сказать, с чувством, с толком, с расстановкой.
Пока я осматривал выставку, вокруг меня всё время крутилась одна мысль. Она кружилась вокруг, и в тот момент, когда протягивал руку, чтобы схватить непоседу, мысль ловким пируэтом выскальзывала из пальцев. «Ладно, когда успокоится, сама прилетит», - подумал я и продолжил свой поход. Сама выставка была сделана хорошо – прекрасные стеклянные стенды, продуманный свет, надписи, сделанные в едином стиле, натянутые под потолком матерчатые экраны, на которые проецировались фильмы с проектора, создавали феерическое ощущение, но вместе с этим наша «стенгазета» - налепленные фотографии по методу «лишь бы влезло всё». Вольные кадрирования авторских работ организаторами просто «уничтожили» некоторые снимки, оставив от них лишь голые иллюстрации фактов полёта. Всё-таки считаю, что кадрирование – вещь авторская, т.е. личная.
Осмотрел всю экспозицию и под конец подошёл к интересной машине – мультимедийному микроскопу, который по идее должен был показать «сэмплы» в большом увеличении. «Сэмплами» служили семена растений и крылья бабочек, но тут оказалось, что при максимальном увеличении фокус не наводится на резкость – этот единственный факт очень испортил впечатление, т.к. сложилось впечатление некоего обмана посетителя. Пока осматривал стенд с микроскопом, мысль, которая ещё недавно крутилась вокруг и не давалась в руки, успокоилась, села на плечо и осенила меня замечательным сравнением – выставка похожа на отечественную подарочную коробку конфет «Ассорти». Когда в большой красивой коробке помещается с десяток маленьких конфеток и величина коробки оставляет чувство глубокого удивления. Окинул взглядом весь зал выставки, подумал: «Почему организаторы не использовали большую пустующую площадь в центре?» Ведь, по идее, там можно было поместить дополнительные стенды с плакатами, повесить ещё фотографий или интересных историй, коих, думаю, можно было найти великое множество. А статуэтки на пьедесталах, а игрушки детские и т.д.? «Полёт», на мой взгляд, полностью не раскрылся организаторам. Тема оказалась слишком сложной, чтобы можно было уместить её в одном зале, получилось поверхностно. Наметили ключевые точки – насекомые, птицы, животные, растения, использующие ветер и пробежались по самым-самым верхам.
Нельзя сказать, что выставка не получилась. Она получилась неоднозначной. Для детей будет очень интересна, но дети не проникнутся ни единым стилем, ни изысканным оформлением – им важна голая информация и преимущественно в визуальном красивом виде. Взрослые же обойдут выставку минут за 10-15, скажут: «И это всё?» Приходите на выставку семьёй! Дети не дадут вам пробежать выставку быстро. Также приходите, чтобы поглядеть, как надо делать выставки. Несмотря на все помарки и недочеты – выставка оформлена замечательно. Даст много информации будущему организатору. Выставка продлится до 10 мая, так что ещё есть время.
Пока я думал над этим, перед моими глазами стали вырисовываться линии. Они тянулись, создавая причудливый узор, и постепенно складывались в лицо. «О! Олеандровый бражник, ты взываешь ко мне!»
Человек убрал фотокамеру, застегнул рюкзак, бросил последний взгляды на выставку, пустую тарелку из-под конфет и устремился вниз по лестнице, отвечая зову в голове.
Текст и фотографии: Алексей Волков.