RAV писал(а):
То есть получается , что для освещения лучше использовать небольшой источник света? И надо его отражение от пленки поймать в объектив?
Источник света должен быть мощным и не слишком большим, но и не точечным (для равномерности освещения). Да, его отражение от плёнки и надо ловить!
И ещё одно важное примечание:
В качестве источников света наиболее привлекательные и "богатые" интерференционные картины дают флуоресцентные лампы, а не лампы накаливания! Потому, что неровный спектр флуоресцентных ламп (с серией очень высоких пиков, определяющих в основном их цвет) даёт один важный интерференционный эффект, которого нет у плавного спектра ламп накаливания (и в требуемом приближении - у Солнца тоже). С "ровным" спектром источника света получается немного разноцветных интерференционных полос, начиная с некоторой толщины плёнки они бледнеют и вырождаются в так называемый "белый (или перламутровый) высоких порядков".
Термин "порядок" относится к циклу изменения интерференционных окрасок от пурпурно-красного до сине-фиолетового через красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой и синий цвета (на самом деле, все порядки разные, а это только общая схема для самого богатого разными цветами, третьего порядка). Так вот для ровного спектра хорошо проявлены только первые 5-6-7 таких циклов-порядков, а дальше (с увеличением толщины плёнки) они превращаются в чередование всё сильнее бледнеющих зелёных и розовых полос.
Но совсем другая картина будет для источников света с линейчатыми спектрами! При интерференции такого света наблюдается очень много хорошо выраженных, чётких порядков, т.е. разноцветные полосы появляются даже на весьма толстых плёнках (однако, набор окрасок на высоких порядках всё равно не такой богатый).
Ещё с линейчатыми спектрами флуоресцентных ламп связано возникновение эффекта, который я как-то назвал "супер-порядками" (т.к. нигде не встречал даже простого упоминания о нём): через некоторое количество порядков так же циклически возникают короткие серии бихроматических (и даже ахроматических, чёрно-белых в идеале) интерференционных полос. Их появление зависит от взаимных численных отношений (пропорций) длин волн для главных пиков в спектре источника света. По этому признаку очень легко определить, какой источник света использовался при фотографировании (и даже достаточно точно узнать его спектральные характеристики).
В частности, этот самый Карл Декарт точно снимал именно с флуоресцентной лампой, судя по этому снимку, на котором все вышеописанные эффекты отлично проявились:
http://micro.magnet.fsu.edu/featuredmicroscopist/deckart/soap19large.htmlЕсли бы он снимал это с лампой накаливания или солнечным светом, то вся левая треть снимка была бы серой и только с очень бледными зелёными и розовыми полосками ближе к середине.