sasasa писал(а):
самолично гулял в фонариками при минус 25
Я не гулял, зато вот такое откопал:
http://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=5845sasasa писал(а):
достаточно сказать что напряжение полного аккума отслеживается с точностью 0,001вольта, погрешность всего в 0,005 вольта приводит либо к заметному снижению запасенной энергии, либо к довольно быстрой деградации аккума.
И это заблуждение! Моим первым телефоном была моторола, рассчитанная на три никель-металлгидрида. Мне она досталась безвозмездно. Совершенно лишним было бы упоминание о том, что родной аккумулятор (700 мАч) давно сдох. Я взял литий от эрикссона (1400 мач), буквально ногами затолкал в моторолу (микросхему защиты пришлось снять), вывел наружу проводок и контролировал процесс зарядки вручную китайским мультиметром. Так вот, я неоднократно забывал вовремя отсоединить зарядное устройство, результатом чего являлся перезаряд порой до 4,3 вольт и более. Тем не менее телефон и аккумулятор верой и правдой служили мне два года, всё это время радуя временем автономной работы порядка недели, после чего были отправлены в отставку по причине морального устаревания (в пользу нокии 3310).
Итак, как заряжать литий-ионные аккумуляторы и вообще с ними обращаться? Очень просто. Главное - помнить, что минимальное допустимое напряжение - 3,3 вольта, а максимальное - 4,2 вольта. Ток зарядки - совершенно неважно какой, в разумных пределах, конечно. Скажем, ток в одну ёмкость (то бишь зарядка за час) вполне подойдёт. Ну и не коротить, само собой, а то будет как на видео.
Стало быть, зарядное устройство для литий-иона - это попросту источник с ограничением по току и напряжению. Ежели у вас есть зарядное устройство с выходом USB (а оно у вас есть, я знаю!) - то надо к USB-шнурку приделать ограничитель, который собирается на микросхеме TL431, транзисторе и двух резисторах - и у вас уже есть зарядное устройство для литий-иона. Более того, есть такие USB-зарядные устройства, у которых выход уже 4,2 вольта - там вообще почти ничего делать не надо, только удостовериться, что там действительно 4,2 вольта. Или ещё один вариант - взять старый телефон, раздраконить аккумулятор и припаять проводки к микросхеме защиты вместо родного аккумулятора - тогда у вас будет совершенно заводское зарядное устройство.
Ну или можно попросту купить соответствующий девайс за 200-300 рублей (искать по выражению "зарядное устройство для li ion").
Хранятся они лучше всего при 50% заряде, но лучше хранить заряженными, нежели разряженными. Последовательность и глубина (в упомянутых пределах) зарядов-разрядов им решительно безразлична, дохнут они исключительно от старости.
Теперь вспоминаем, какого внимания к своей персоне требует никель, и делаем соответствущие выводы. Не забываем также, что литий в отличие от никеля фактически не разряжается при хранении.
Ежели надо соединить несколько банок последовательно, надо на каждую поставить ограничитель напряжения (он же балансир) на те же 4,2 вольта, каковой собирается из той же TL431 и трёх резисторов. Ну и зарядное устройство искать на соответствующее напряжение - скажем, из ATX блока питания можно переделать или из трансформаторного блока питания.
Кстати говоря, я на днях (собственно после написания предыдущего поста) переделал китайский шуруповёрт на литий-ион, позаимствованный из дохлых (!) аккумуляторов от ноутбуков. Между прочим, когда я из ноутбука их выковыривал, на некоторых было вовсе 2 вольта и меньше - это к вопросу о допустимых напряжениях. Так вот, масса аккумулятора упала в 2,5 раза (включая корпус), а номинальная энергоёмкость возросла почти в два раза. Фактическая же энергоёмкость возросла ещё больше, учитывая, что все три родных аккумулятора были полудохлые. Машина, как говорится, зверь. Я ей посверлил и позакручивал - напряжение почти не просело. Старый бы аккумулятор от такого давно бы опустошился, сверлить я с ним вообще не пытался. Не говоря уже о том, что его надо было каждый раз перед использованием несколько часов заряжать, а поскольку постоянной надобности в нём нет, он у меня так и пылился на полке. А теперь он, как говорится, всегда готов к работе. Понадобилось что-то закрутить - взял, закрутил, поставил. Я ещё даже ни балансиров, ни зарядного устройства для него не делал - так и держится на первом заряде.
А сегодня зашёл в магазин и был неприятно поражён - куча моделей шуруповёртов, а на литий-ионе всего две штуки совсем маленьких.
sasasa писал(а):
я же шагнул в первый класс, уже едет Hyperion EOS 1420i NET3 Charger - 1S-14S, 20A max, 550W. по сути это измерительная лаборатория с интелектуальным зарядным устройством, позволяющим точно диагностировать, проводить профилактику, и даже иногда лечить любые известные аккумуляторы.
По идее такой девайс ненамного сложнее ATX-блока питания. И он вроде как только для литий-иона? Надо дождаться, пока китайцы своруют. Или сделать open hardware.
Также следует упомянуть о таких аккумуляторах, как
LiFePO4. Они обладают всеми преимуществами литий-иона, но выдерживают большие токи и обещают время жизни до 10 лет. И стоят приблизительно столько же. Весь новый электротранспорт исключительно на них ездит. Напряжение от 2,5 до 3,6 вольт, а в остальном зарядка/разрядка точно такая же.